Flat rate vs Hourly

Заголовков как этот или вариаций на тему полно на форумах iATN и тема того заслуживает. Не знаю в какой степени она затронет русскоязычного или хотя бы просто не-североамериканского читателя, но все же решил написать об этом. Вот и у меня наболело, да.

Речь идет о способах начисления зарплаты механикам в автосервисе. Пока я сюда не приехал, я думал тут везде или почти везде flat rate, но на самом деле оказалось что бывает и так и эдак, мест где платят hourly тоже хватает, хотя в нашей местности это в основном инди-сервисы, не дилершипы. Собствененно, лично я сюда ехал вообще с обещанием особых условий, но с этим меня просто наебали (цензурного слова не подобралось, извините)

Hourly — это обычная почасовая оплата. Не совсем так как мы привыкли в Европе, где твоя обязанность вовремя прийти на работу и вовремя уйти и в награду за выполнение этих условий ты получишь оплату в оговоренном размере плюс полуторная за овертайм (сверхурочное время). Здесь, если работы нет, клиент не пошел, тебя могут попросить уйти домой пораньше, а то и вовсе не приходить сегодня — тогда абсолютно законно можно тебе не платить ни шиша за то время пока ты не был на работе. То есть, гарантии что за месяц или за год ты получишь определенную сумму все равно нет. Чтобы такая гарантия была это называется salary, т.е. оклад, твердый и гарантированный пока тебя не уволят совсем. Правда, в обмен на salary ты лишаешься нормированных рабочих часов. Т.е. тебя могут попросить (без возможности отказаться 😉 ) задержаться подольше или прийти поработать в выходной день и никакх сверхурочных платить тебе никто не будет за это. Во всяком случае — не обязан. Salary, однако, механикам платят крайне редко, в основном это удел управляющего персонала.

Это я, помимо всего прочего, говорю тем кто думает что раз у него hourly, то жизнь удалась и устаканилась и беспокоиться о материальном больше не нужно. Это не Европа, увы, и та или иная цифра почасовой зарплаты не гарантирует ничего, если кроме нее еще не гарантирован и минимум часов в неделю. Для работника это плохо, конечно, но такие условия повышают выживаемость бизнеса, который не утонет в периоды спада спроса под грузом зарплатных счетов, оторые все равно платить надо или потому что увольняемым работникам надо платить порой весьма увесистые выходные пособия. Именно по этой же причине в Европе всегда первыми увольнять будут тех, кто последним пришел, вне зависимости от того насколько хорош этот работник — того кто пришел раньше и работал дольше уволить дороже выйдет! Заодно вы начнете догадываться почему в Европе экономика более вялая, а зарплаты меньше ;-). Бизнес там вынужден компенсировать возможные риски расходов на прокорм персонала снижением оплаты этого самого персонала. В наших палестинах такого риска у бизнеса нет (или он существенно меньше) и поэтому, пока работа есть, можно привлекать работников более высокой оплатой.

А теперь самое интересное: flat rate. Это довольно редкий способ оплаты, насколько я знаю, кроме механиков автосервисов так платят еще парикмахерам разве что, может быть еще некоторым строительным специальностям. По сути это сдельная оплата без каких-либо гарантий вообще.

В автосервисах платят за нормо-часы, причем не произведенные, а проданные клиентам (или списанные по гарантии). Если удалось получить с клиента или с гарантии оплату за ту или иную операцию — тебе заплатят. Если нет — не получишь ни шиша. Иногда, редко, нормо часы списывают на тот или иной внутренний счет и тогда тебе тоже заплатят. Но чаще ты просто видишь нолики, если проверяешь свой flagged time (оплаченное время, не знаю почему оно так называется). Звучит довольно мрачно, не так ли?

Однако есть и светлая сторона, которая тоже двулика, у нее есть позитив и негатив.

В позитиве вот какой момент. По мере того как ты нарабатываешь опыт и многократно делаешь одну и ту же работу, ты делаешь ее все быстрее и быстрее. Например, замену сальников ступичных муфт полного привода на F-350 я первый раз делал четыре часа. Весьма противная работа, грязная, с увесистыми деталями, маханием кувалдой и упражнениями с длинным ломом. Собственно, подходящего лома у меня тогда не было даже и я делал по мануалу, где процедура описана без лома, только с кувалдой :-). На чтение мануала, кстати, тоже уходит время, которое усугубляется тем, что компьютером пользуешься не ты один. Даже просто снять и поставить колесо на F-350 весьма непросто с непривычки — уж больно оно тяжелое даже в штатном варианте, а есть еще те кто компенсируют дефицит размера полового органа большими колесами и лифтом, там вообще колеса по 50 кило весят. Прочие детальки тоже соответствуют равно как и моменты затяжки на всяких болтах-гайках. Добавьте сверху толстенный слой глинистой грязи, ржавчину и все это промерзлое до -30 зимой так что даже после часа в теплой ремзоне руки все равно на металле не удержать — холодный сука!

А начисляют за эту работу у нас только 2.5 часа.

Впрочем, сейчас я уже справляюсь часа за полтора — два притом что большой лом купил не за 250 баксов как некоторые тут, а за 15. Мой, правда, неказист, сделан в Индии и потребовал небольшой доработки, но ведь делает он ту же самую работу, а 235 оставшихся баксов найдут себе и другое применение, не пропадут. Чистая экономика: если бы я только и делал что эти сальники, я бы потратился на лом получше, а так пара-тройка сэкономленных минут на каждой работе за счет лучшего инструмента не окупят дополнительные затраты в таком обьеме.

И так — со многими работами, но не со всеми. Об этом чуть ниже.

А пока расскажу о негативе светлой стороны, как бы ни парадоксально это звучало. Негатив в том что есть работы которые заведомо переоценены. В основном это касается работ которые оплачиваются клиентом, но иногда и для гарантийных работ находится быстрый способ выполнения, до которого либо не додумались придворные механики производителя либо путем пренебрежения некоторыми операциями, фактически обманом производителя рассчитывающего на выполнение работ в полном обьеме и оплачивающего это.

Впрочем, гораздо чаще бывает когда производитель обманывает механиков устанавливая заведомо нереалистичные нормативы времени просто с целью сокращения своих гарантийных расходов или расходов по отзывным кампаниям. Например, многочисленные отзывы по перепрограммированию тех или иных блоков управления платят 0.3 а то и 0.2 часа. То есть за 12 — 18 минут я должен найти ключи, найти машину на стоянке (зимой особенно прикольно), загнать ее на свой подьемник, подключить сканер, прочитать ошибки (то или иное направление работ может быть выбрано в зависимости от этого), подключить зарядное к аккумулятору для надежного питания, зарядное может понадобиться и для сканера, произвести собственно перепрограммирование, стереть прописавшиеся ошибки, все отключить и положить на место, выгнать машину, отнести ключи на место, сделать запись в файле и пробить время. Все это на любом этапе может быть прервано глюками, потерями соединения и т.п.. Словом, после первых полсотни раз когда тебя так наебет производитель, ты его уже наебываешь в ответ без малейшего угрызения совести. Снова извиняюсь за ненормативную лексику, но другой тут не подбирается никак.

Так вот за те работы, на которых можно наебать кого угодно, будь то производитель или клиент, разворачивается тихая, но нешуточная конкуренция. Ибо зачем, спрашивается, нарабатывать опыт и вкладывать деньги в инструмент, когда можно устроить себе процветание путем поддерживания отношений с нужными людьми, которые будут обеспечивать тебя потоком заведомо переоцененных работ? С прошлой работы я во многом потому и ушел что работать в одном коллективе с любимым мальчиком начальника достало. В прошлом году я много заработал в немалой степени потому, что любимчик на три месяца отсутсвовал по случаю травмы (нет, это не я ее ему причинил 😉 ) и я делал все работы, а не те что менее выгодны. На новом месте ситуация немногим лучше, но тут коллектив большой и делится на более любимых и менее любимых. Более любимые работают уже много лет и не имеют ни малейшего резона уходить, остальные сменяются достаточно регулярно.

Нетрудно догадаться что атмосфера в подобных колективах хоть и может выглядеть внешне благопристойной (ибо менталитет не допускает прямую конфронтацию), но за фасадом это банка с пауками.

Теперь я понимаю почему мне один ученик аж упаковку пива сначала проставил за помощь в какой-то совершенной ерунде, пару подсказок и пару телодвижений, которые я просто сделал проходя мимо и полюбопытствовав чем он тут занят. Оказывается так вот помогать друг другу и что-то там подсказывать тут совершенно не принято. А вот проходить мимо и посмеиваться, видя как кто-то делает работу неоптимальным образом, а еще лучше в разгар работы подойти и заявить что «а я бы уже за это время закончил бы всю работу!» — это нормально и естественно. Мое приобретенное нордическое терпение удерживает меня от того чтобы раскроить такому череп ключом на 36 или использовать лом в качестве копья (а у мего лома второй конец исключительно подходит на эту роль!), но желание улыбаться такому человеку и желать ему доброго вечера уходя с работы пропадает даже не зародившись. В итоге я имею однобокую популярность в коллективах, когда меня очень уважают зеленые ученики, которым я помогаю зарабатывать побольше, но сторонятся аксакалы, у которых я неизбежно рано или поздно начинаю отбирать куски сладкого пирога.

Впрочем, эмоциональная сторона этого вопроса меня мало беспокоит, я исключительно сухая и безэмоциональная личность к моим 40 годам. Справедливости ради также замечу что вариантов в чистом виде, когда одни получают только и исключительно выгодные и сладкие работы, а другие только и исключительно невыгодные и тяжелые, я пока не встречал.

Больше разочаровывает то, что система, которая потенциально может обеспечивать самую высокую эффективность бизнеса, вследствие привнесенных в нее искажений начинает работать во вред этой самой эффективности.

Во-первых, пропадает мотивация персонала на трудовые свершения, так сказать. Когда я ехал сюда, я думал что моя наработанная высокая эффективность и привычка к работе на себя даст мне возможность чувствовать себя комфортно на flat rate. Это почти как свой бизнес, только надо отстегивать существенный процент работодателю в обмен на созданные им условия для зарабатывания денег, думал я. Увы и ах, но это сильно не то же самое. В своем бизнесе ты сам устанавливаешь расценки и сам берешь те работы, которые тебе выгоднее и отпугиваешь ценой клиента с невыгодными для тебя работами (или просто не делаешь их вообще). Тут ты должен делать что дадут. Можно отказаться, но ты никода не в курсе ждет ли тебя взамен более выгодная работа или будешь сосать лапу (в своем бизнесе ты всегда в курсе есть у тебя следующий клиент на очереди или никого после этого нет). Уйти домой когда нет работы? В принципе можно, но опять же, вдруг приехавший клиент с хорошей работой может достаться кому-то другому. Оптимальной тактикой является делать любую работу, причем как можно быстрее, не заморачиваясь качеством, вплоть до забивания болтов молотком — сорванная резьба будет проблемой следующего неудачника, который получит эту машину. Конечно, совсем халтуру гнать не выйдет, ибо если машина вернется тут же, то переделывать дадут тебе же и делать это будешь бесплатно. Но, как знают многие кто работает в этом бизнесе, четко привязать некую проблему к плохой работе механика можно далеко не всегда. Может быть да — а может быть и нет…

Во-вторых, эффективность бизнеса в целом падает потому что нет кооперации между персоналом. Если в футбольной команде каждый, включая воротаря, будет стремиться забить гол, такая команда не выиграет никогда. Так и здесь: когда каждый стремиться ухватить выгодные работы и сделать чтобы они не достались никому другому, когда не идет обмена опытом и роста эффективности работы каждого члена команды — проигрывает весь бизнес. Поразительно, но даже в нынешнем месте где есть бригадир, который не работает сам и получает оплату не по сдельному принципу, а, скорее всего, получает бонус за общую эффективность, дождаться помощи от этого бригадира совсем непросто. Даже простая просьба помочь затащить бобкатом машину на подьемник выполняется с видом большого одолжения, а получить помощь по техническому вопросу — это вообще большое событие. Впрочем, это можно списать и на мою социальную недоразвитость.

Кстати, я научился управлять бобкатом, надо же как-то выкручиваться в такой ситуации. Нагуглил мануал оператора, по диагонали почитал — и вперед!

В-третьих, искажения в нормировании времени на рабочие операции приводят к дезорганизации планирования загрузки ремзоны. Начнем с того что, что на одну и ту же операцию будет отводиться разное время в зависимости от того машина на гарантии или без. Причем, на 80 тыс. км, например, она может быть и так и эдак, в зависимости от многих условий. И даже на 198 тыс. км и 9.5 лет отроду вполне может быть что на некую операцию применяется гарантийное время. Например, замена вариатора на Murano. В сущности, любого вариатора на Ниссане. Помимо гарантийного времени разные справочники дают разное время и на те операции, которые гарантия уже не покроет. Причем с большим разлетом. Управляющий или диспетчерский персонал в условиях такого балагана не может просто из справочника взять время и использовать его как предполагаемое время выполнения операции для планирования дневной загрузки. Чаще всего они время берут просто от балды и ты видишь в файле наряда как на замену двигателя указано 5.0 часов, а не два дня — значит сегодня ремзона будет перегружена потому что записано больше клиентов чем в принципе можно принять. Или два часа на замену какого-нибудь ерундового уплотнителя двери, которые будут означать что после обеда ты будешь сосать лапу потому что клиентов записано меньше чем надо!

Тут еще относительно неплохо, что обязанность указать предполагаемое время на операцию у нас лежит на самом механике на этапе составления оценки стоимости работы. Сначала это страшно раздражало, потому что приходилось тратить лишнее время на поиск по справочникам нормативов на те или иные операции, а это снова работа забесплатно. Потом я сообразил, что если бы тупая курица на приемке (а других там нет) брала бы это время из справочника по своему разумению — было бы куда хуже. А так можно периодически указывать время с запасом, авось никто не перепроверит и не увидит что ты завысил норматив втрое :-). Когда оценка одобрена клиентом, то хоть за пять минут сделай три нормо-часа, никто и не почешется! А если звезды сложатся удачно, то за день и 20 часов заработать не предел. Что, естественно, мало связано с твоим мастерством и профессионализмом.

Словом, в планировании загрузки имеется полный и безнадежный бардак.

Наконец, в-четвертых, далеко, ой далеко не все даже ремонтные операции покрыты указанными нормо-часами, а уж про диагностику и говорить нечего. Составление оценки на стоимость диагностики это вообще маразм по определению. Тоже со временем стараешься использовать в своих интересах, вплоть до указания нескольких часов на диагностику неисправности, которую уже случайно и быстро нашел.

Все вместе это создает атмосферу мрачного казино — никто ни в чем не уверен, тут и там делаются рискованные ставки, со временем начинаешь соображать как можно повышать вероятность выигрыша, иногда перехватываешь неплохой приз, но без нужных связей и знакомых шулеров нервы выматываются будь здоров. Свой бизнес на этом фоне мне кажется тихой гаванью (а наемная работа в Европе и вовсе стоячим болотом).

Что выбрать, что лучше, hourly или flat rate, советовать не стану. Каждый выберет сам для себя, что ему больше подходит. Мне пока максимизация дохода важнее собственного спокойствия, прочность нервной системы еще не исчерпана. Но для своего бизнеса использовать flat rate как систему оплаты я бы поостерегся. И не только я пришел к такому выводу, на iATN многие называют flat rate примитивной и устаревшей системой оплаты и мотивации персонала.

Оставьте комментарий