Начинаю помалу разрабатывать вольные хлеба — работать с частным клиентом на дому.
Хозяин Volvo V40 обратился с жалобой на горящую время от времени некую лампочку на панели. При ближайшем рассмотрении лампочка оказалась лампочкой неисправности двигателя, которая без какой либо видимой зависимости от чего-то то загоралась, то погасала. Однако попытка подключить OBD сканер и прочитать ошибки не удалась — блок управления двигателем не отвечал. Перепробовал три своих сканера и творчески позаимствованный с работы Snap-On Ethos — все с тем же результатом. Хозяин поведал, что некий другой мастер тоже пытался читать ошибки и не преуспел.
Н-да. Что теперь, отправлять к дилеру?
Ну, допустим, неплохо бы сперва проверить нет ли обрыва в цепи между диагностическим разьемом и ECM. Благо Autodata достаточно щедра на схемы и информацию по этой модели. Разбираю, выковыриваю ECM из-под консоли, прозваниваю цепь — два провода. В порядке. Увы.
Раз уж разобрал, отчего бы не прозвонить все подряд? Это ж не на работе, а вечером, дома в гаражике. Жалея об отсутствии осциллографа, с которым это дело делалось бы веселее и нагляднее, смотрю что приходит и уходит с разьема ECM. Ага, нашел! Как я и думал с самого начала (ибо машинка уже в годах и с пробегом), нет признаков жизни от кислородного датчика. Перепроверяю еще раз на разьеме датчика (попутно отмечаю, что кроме клапана абсорбера все остальные электрические разьемы системы управления двигателя на этой Volvo вынесены в места повыше и посуше — грамотное решение!), и убежденный, что датчик кислорода помер от старости естественной смертью иду домой спать.
Наутро уже почти было решил позвонить клиенту и порадовать его необходимостью замены датчика, как вспомнил, что забыл проверить еще кое-что. Сова ныряю под капот сверившись со схемой в Autodata и, бинго!, предохранитель цепи подогрева датчика отсутствует на своем законном месте. Втыкаю предохранитель, наблюдаю в окошке мультимера как оживает датчик и вот теперь уже звоню клиенту — забирай машину!
В течении последующих двух недель лампочка больше не загоралась — будем считать что починил успешно :-).

Отпуск удался.

Это пляж, где была проведена большая часть времени.

Также был здесь.

Здесь.

Ну и еще там-сям.
Видал виды. Например такие.

Или такие.

В программу также вошли отогрев в 30 градусном воздухе и купание в такой же воде, поедание всякой вкуснятины найденной в магазинах и ресторанах, проживание на вилле, катание по изумительным горным дорогам (ролик будет позже) и радование глаз красивыми тетками разной степени раздетости.

Хлопотная машина.
В прошлый раз когда выезжал, от вибрации выскочил и потерялся болт крепления нижней шаровой опоры в передней подвеске. Рычаг подвески отделился от поворотного кулака, а привод переднего колеса вырвало из дифференциала. И все это в гористой местности, вдали от дома. Кое как добрались обратно, после чего машина надолго встала на прикол. Собственно болт шаровой выточил новый из подходящего большего размера, привод колеса не пострадал, но все как-то не складывалось выехать покататься снова.
Позавчера, наконец, решил взяться за нее снова, но она никак не заводилась. То вообще мертво, то схватит, поработает немного и глохнет. Мучил ее до тех пор пока вообще не развалился стартер! Причем ведь, зараза, стартер не снять, пока не снимешь весь двигатель. Ну ладно, не впервой: снимаю двигатель, скидываю стартер, вижу, что как и в прошлый раз, полетела обмотка и соскочила возвратная пружина. Помнится, когда делал эту работу в первый раз, по дурости допустил, что пружина вообще распустилась, потом пришлось долго уговаривать ее в непечатных выражениях вернуться на место. На этот раз уже был аккуратнее — перемотал обмотку, собрал и поставил стартер, вернул на место двигатель. Снова мучился заводил, пока не посадил аккумулятор в ноль. Плюнул, поставил аккумулятор на зарядку и пошел спать.
Вчера, со свежим аккумулятором, наконец, завел. По ходу дела вспомнил, что состав смеси регулируется отдельно на холостом ходу и отдельно — при открытом дросселе. Вот еще от чего она никак не хотела работать днем раньше! Наконец мотор прогрелся как следует, погазовал на месте, все вроде нормально — можно выезжать. И на тебе — только из гаража, как нафиг пропадает рулевое! Заталкиваю обратно, глушу — и рулевое снова в порядке. Завожу снова и опять — никакой реакции на поворот руля. Отключил-подключил аккумулятор — все: рулевого больше нет и привод дроссельной заслонки вырубился нафиг, да еще какой-то писк из блока управления. Снимаю блок управления (он у них общий), разбираю, смотрю на плату — то ли окислилась уже, то ли с завода так похабно сделана, непонятно. Ладно, поздно уже — посмотрю завтра.
Сегодня взялся решительно — скинул рулевое, скинул привод дросселя. Разобрал рулевое — так и есть, все провода к нему оторвало нафиг и они коротили между собой. Припаял провода, снова все собрал, снова повозился с запуском, потом с настройкой состава смеси… Ура, наконец-то все работает, теперь можно кататься.
Многовато проблем, конечно, для новой-то машины, практически только-только после обкатки. Но зато как идет: легкая, полный привод, зубастые широкопрофильные шины, полностью настраиваемая подвеска и вообще, простор для дальнейшего тюнинга. Дочка рвет руль из рук — тоже хочет погонять и даже жена вышла из дома посмотреть на все это. Короче за вечер сжег два бака топлива, пока уже не начало темнеть. После чего загнал машину в гараж, поставил пульт дистанционного управления на полку и пошел домой

Сегодня приехала Almera, в Job Card написано "Замена переднего и заднего кислородных датчиков". Диагностировал Пол, ему, стало быть, и менять (такая вот у нас policy с некоторых пор, что, в принципе, хорошо). Поменял, однако через некоторое время подходит ко мне за советом — лампочка двигателя по прежнему горит и все те же ошибки в блоке управления. Какие ошибки? Oxygen Sensor heater cirquit. Ну, говорю, распечатай схему. Распечатал, смотрим, все вроде просто, даже примитивно. Ну вот, показываю на этом проводе должно быть напряжение, его там нет, найди и проверь предохранитель этой цепи. Нашел, докладывает, что предохранитель ОК. Ну, тогда ищи обрыв в цепи от предохранителя до разьема датчика. Тут уже вижу, что Пол совсем стушевался, предложил ему поменяться работами. Взялся за Almerу сам, нашел и распечатал схему прокладки жгута проводов и расположения разьемов (ибо всякие разьемные соединения подозреваем, ясное дело, в первую очередь). Проверил единственный разьем по пути от предохранителя к датчику — на нем тоже напряжения нет. Гм, смотрю еще раз на предохранитель, который проверял Пол, потом на табличку на крышке предохранителей и соображаю, что Пол смотрел на нее вверх ногами. Предохранитель на обогрев датчиков кислорода вообще в своем гнезде отсутствует! Поставил предохранитель, стер ошибки, все заработало.
Вручаю клиенту счет на 505 евро 37 центов. Само собой, говорить ему, что все дело было в отсутсвующем предохранителе я не стал. Во многоем знании — многие печали ;-).

Небольшая коллекция самых нелепых жалоб клиентов по гарантии. Клиент тут у нас, надо сказать, гарантией избалован донельзя ибо привык по окончании гарантии машину менять. Так что дилеры, опасаясь потерять клиента, который каждые два-три года исправно несет в клювике 5 — 10 тыс. евро (это не цена новой машины, это прибыль дилера на ней!), охотно шли ему навстречу, приучая к мысли, что жаловаться по гарантии можно на что угодно.
Например звонит мне тетка с жалобой на то, что ее дизельная Micra потребляет много топлива. Сколько? 5 — 6 литров на сотню. Какой пробег у машины? Около 3 тыс. км. Ну-у, говорю, расход в общем-то не такой уж большой и сейчас и я практически уверен, что в дальнейшем он станет еще меньше, т.к. двигатель пройдет обкатку и т.п.. Тетка поднимает скандал, спрашивает мое имя и говорит что будет звонить в Nissan Ireland и им все расскажет 🙂
Другой случай, еще в Пежо. Дедушка купил 1007, накатал на нем несколько тысяч и приехал жаловаться на то, что… слишком быстро накручивается пробег :-). Сел в машину, сьездил до перекрестка за город и обратно, запомнил какое расстояние накрутилось. Потом сел в свою машину и сьездил туда же — точно такое же! Чтобы успокоить клиента, перепрограммировали панель, чтобы показывала пробег не в км, а в милях :-). Впрочем через несколько месяцев он снова жаловался на то, что цифры на счетчике слишком большие…
Еще один дедушка жаловался на то, что звук закрывания одной из дверей в его 307 отличался от трех других дверей. Тоже чего-то там ремонтировали, регулировали, уже не помню чем кончилось…
Тетка жаловалась на то, что в ее 206 на скорости свыше 100 км/ч… шумит ветер. Приезжала три раза, механики экспериментировали с наклоном антенны на крыше :-), ездили на тест драйвы, сравнивали с другими 206,  пока ее не вежливо не послали куда подальше.
Наконец вот сейчас у меня в рассмотрении еще один случай. Тетка жалуется на то, что ее Almera 2007 года ржавеет. Тетку записал на прием, чтобы сделать фотки пораженного коррозией места и когда она прибыла я увидел следующую картину: на машине буквально живого места не осталось от многочисленных царапин и вмятин, а жаловалась тетка вот на это:

Че-то и производители и покупатели как-то постепенно забыли смысл слова "гарантия". Ведь гарантия это не столько обещание починить забесплатно (которое и то не всегда соблюдается), а обещание того, что оно НЕ СЛОМАЕТСЯ в течении гарантийного срока. Когда-то японцы под таким лозунгом покоряли американский рынок. Когда-то о надежности японской электроники ходили легенды…

Хорошая машина — это даже не та, которая не ломается в течении гарантийного срока. Хорошая машина — это та которая не ломается еще долгие годы после, требуя лишь сервис и расходники.

 

Торговцы машинами везде одинаковы. Вот и у нас, вроде как в цивилизованной Европе (глазами туриста), в официальном дилершипе продается продана уже машина жестоко битая, кое как восстановленная (очень топорно, в Литве это лучше делали) с кучей ошибок в блоке аирбага, но при этом лампочка в панели загорается и гаснет как положено. Клиент заметил, что водительский ремень безопасности как-то не так работает, так что ремень меняем, а про остальное — молчок ;-).

Один из сэйлов на работе как-то загнал машину в мастерскую, типа помочь решил механикам, со словами "That is because I`m a good person, do you beleive that I`m a good person?". "No, — говорю, — you can`t be a good person because you are selling used cars" 🙂