Легко ли найти диагноста?

Порадовал комментарием на прошлый пост один из читателей. Дескать, если бы мне дали счет «90 за деталь, 600 за работу», то я бы платить не стал, сказал бы отдайте мне деталь, я ее в другом месте поставлю, а платить не буду.

Ну клево, чего уж там. Еще и десяти лет нет как я занимаюсь диагностикой регулярно (а не эпизодически), а уже понятно что во всей жопе, которая с ней творится, виновато не начальство сервисов, которое не хочет платить диагностам — виноват сам клиент, который ценности в диагностике не видит. И я, поверьте, прекрасно понимаю этих клиентов, да-да!

Скажем, счет за ремонт (с деталями и работой) долларов эдак в 700 — это весьма средненько в наших краях, даже, скорее, недорого. Гораздо чаще я вижу четырехзначные цифры в инвойсах. Так вот я бы, жадный хохол, удавился бы такое платить! Это ж, бля, как последний плейстейшн с иксбоксом вместе взятые! Или как 4К монитор для компьютера. За что??? Если еще за какую-то непонятную хрень в недрах машины из-за которой не работает такая важная вещь как обдув моей жопы чуть более прохладным воздухом в жару, то еще куда не шло. Ведь тут хоть есть чем произвести впечатление, вот, гляньте, у меня даже обдув жопы в машине есть! Но отдать 600 только за то что вы разобрались какую именно хрень менять — да хрен вам! Ты механик, ты должен знать что менять, а я тебе за работу плачу, а не за консультации!

Но с другой стороны, если я открываю автосервис (как тут меня порой призывают, и не только в этом дневничке), у меня постоянно тикает счетчик. За аренду помещения платить надо (или выплаты за ипотеку на него, которую куда сложнее получить чем на жилой дом, да-да). За отопление и уборку снега зимой. За свет и интернет. За доступ к информационной базе (и не одной). За лицензию на сканер (и не один). За лизинг оборудования или выплаты по кредиту за него. За рекламу же! А еще постоянный ручеек расходных материалов и проебанного или сломанного инструмента и оборудования. А еще как минимум надо посадить толкового человека в офис — заниматься приемкой, ответами на телефон, бумажной работой и поставкой деталей. Или заниматься этим самому, но тогда надо нанимать механика. Да не абы какого, а толкового диагноста, а он, жопа такая, начнет же говорить что достоин шестизначной зарплаты и на этом фоне уже блекнут даже платежи за аренду. Э нет, лучше я буду сам механиком и диагностом, а кто-нибудь пусть занимается офисом. Я как щедрый руководитель готов платить тысяч эдак 70 в год за это. При условии что он мне обеспечит возможность продать как минимум 200 нормо-часов в месяц. Тогда концы с концами сойдутся, я получу свою шестизначную сумму на руки, и даже что-то будет оставаться. Но это на непредвиденное: мало ли там, забыл хомут на шланге затянуть и у клиента антифриз на дороге вытек. Нет, ну клиент отнесся с пониманием, бывает, все ошибаются, да и двигатель не пострадал, но, сам понимаешь, я тут за эвакуатор заплатил 800 баксов, в гостинице ночевать пришлось, покушать надо было да еще и рабочий день потерял — ты же не будешь спорить если я тебя попрошу скомпенсировать мне $1765.34, я даже все чеки сохранил и тебе их отдам? Да не вопрос, конечно же оплачу, такими клиентами, которые относятся к твоей работе с пониманием и не врут, не разбрасываются. Более того, я вам еще и купон дам на три бесплатных ТО, а то неловко получилось, право же извините! Хорошо что чеки сохранил, их можно по налогам провести как расходы. Ах, блин, про налоги-то я забыл, их тоже платить надо. Если не на прибыль (какая там прибыль нафиг!), так за помещение, за землю, за лицензию. А еще страховка, блин!

Нет, я не жалуюсь, жить можно, сто тыщ в год таки выходит, плохо ли. Но это при условии что я делаю 200 часов в месяц. 10 часов в день хоть тресни, но продать надо. А иначе закрывайся и иди работать в дилершип, за те же деньги, но бессловесным наемным работником.

10 часов это ничего, это не так и страшно. Вот машинка подошла, ему всего лишь колодки поменять. Это 1.0 нормо-час, все так берут. Справимся? Да плевое дело! Нет, за 15 минут конечно не успеть, все же надо бы и направляющие колодок заменить, под ними ржавчину почистить, потом слегка подточить колодки чтобы двигались свободно но не болтались, заодно смажем пальцы суппортов, мы же не абы кто, мы работаем как премиум автосервис, мы не обещаем самые низкие цены, мы вместо этого предлагаем самое лучшее качество! (Да, иногда даже мы допускаем ошибки, я знаю, но мы за них платим и сами же исправлаем). Жаль что клиент не подписался на замену дисков. Нет, протачивать мы не будем предлагать, после проточки они будут уже на нижнем пределе толщины а то и за ним. Да, замена тормозных дисков на 154 тыс. км это нормально, они примерно все так и ходят. И мы вам тут вот напишем что мы вас предупредили что диски надо было заменить, распишитесь пожалуйста! Но если не хотите менять, это ладно, формально они пока вписываются в пределы по износу (да, я потратил пять минут и нашел данные), а на колодках я сниму фаску чтобы они не скрипели по крайней мере первое время.

Блин, а ведь пока это все клиенту обьяснял и правда 50 минут на все про все ушло. Конечно, хорошо бы еще финальный тест-драйв сделать, ну так, на всякий случай, ну да ладно, некогда уже. Господи, да что там с ней станет, все будет нормально. Все, кто у нас там следующий?

И тут приходит такое чудо, охлаждение сидений у него видите ли не работает. Какая цаца, скажите пожалуйста, ездит на пикапе и такие запросы по комфорту… Ну ладно, customer is king, будем работать. Давай-ка разбираться для начала что у нас тут и как устроено.

Через два с половиной часа размышлений, разборок и проверок я стал склоняться к мысли что дело все же в блоке управления. Однако блок конфигурируемый и его если купишь обратно уже не вернешь. Пусть мой человечек в офисе прозвонит дилерам насчет цены, а еще полчасика тем временем поработаю. Ага, недорого, даже меньше чем час работы тут у меня и у дилера лежит на складе. Я молодец, обзавелся собственным IDS и плачу за доступ к фордовской техинформации, так что дело идет быстрее чем могло бы, на чесание репы и прочесывание интернета времени уходит меньше. Все же выбрать специализацию по Фордам как основное направление работы было неплохим решением, работа с ними идет стабильно, а если что-то незамысловатое то берем и другие марки тоже. Что делать? Рискнуть сотней долларов (потом придумаем как их с клиента снять) или еще покопаться с проверками чтобы уж наверняка откинуть все прочие причины которые я могу себе вообразить. Ладно, пусть пока мой офисный человечек летит за деталькой, а я еще покопаюсь. Пока деталька в упаковке, мы ее еще вернуть сможем. Еще 45 минут копаюсь, нет, ничего больше не нашел, блок уже тут. Ладно, меняем… Ура! Заработало! Так, пусть пока работает, насколько сможем убедимся что это не временно прошедшая непостоянная неисправность, а за это время соберу разобранное обратно и настрочу в инвойс описание проделанной работы. Еще полчаса, все собрано, все работает, инвойс выписан. Нет, припиши еще полчаса. Зачем? Скоро узнаешь… Все, следующий!

Что там у нас? Радиатор течет. 2.5 нормо-часа на замену, клиент в курсе, ок, отлично. За два часа должен управиться, работа на такая большая как кажется. Поехали…

Ага, через час из офиса слышны уже нервные возгласы. Хе-хе, я знал, клиент пришел за своим пикапом. Пойду говорить с ним сам, тут офисный человечек не справится…

Фуф, полчаса переговоров, но все таки удалось клиенту втолковать что 4.25 часа за диагностику (по сто баксов в час, дешевле только у нелегалов в домашних гаражах), 0.5 часа за замену и программирование и 90 баксов за деталь это разумная цена. Да, согласен, если бы я сразу знал что дело было было в блоке я бы сразу и заменил, но мне ж никто этого не подсказал. Вот смотри, специально для тебя я даже расписал во всех подробностях что и как я проверял, вот схема распечатанная… Ну, я понимаю что ты в этом ничего не понимаешь, но и мне компьютер тоже не сказал сразу «меняй блок», вот тебе и распечатка лога с IDS — что, где-нибудь видишь что написано «неисправен блок управения»? Вот и я не вижу, потому что там нет такого. Да, это лог, в котором именно видно все что было на экране IDS. Хочешь, подключу IDS еще раз и покажу? Нет, не надо? Все, вопросов нет, платить будем? Будем. Больше не приедешь? Ну, что ж, насильно мил не будешь, но вряд ли в дилершипе дешевле было бы. Может они бы часа за три нашли бы, так у них и нормо-час почти вдвое, так еще и 11% за sundries сверху, а мы берем только за конкретное время и конкретные детали. Еще раз повторяю, да, мне потребовалось 4.25 часа на поиск этой проблемы и, да, я не работаю ни минуты за бесплатно за исключением исправления собственных косяков. Если ты тут видишь мой косяк — скажи в чем он заключается.

Уехал, слава богу. Теперь еще надо проследить за своим аккаунтом на Гугль Мапе, он же может там плохой отзыв оставить, надо как-то реагировать будет. Ну что, офисный человечек, теперь ты понял за что еще полчаса приписать надо было 😉 ? То-то же, мне тоже хочется эти десять часов в день продать за десять часов работы, а лучше бы за восемь. А не за четырнадцать или двенадцать и сидеть тут до поздней ночи.

Все, работаем дальше…

Надеюсь, теперь немного понятнее становится почему за диагностику надо не просто брать оплату — за диагностику надо драть! Думаете мне нужна лицензия на сканер(ы) или платить за подписку на автодаты всякие чтобы колодки или радиаторы менять? Да фиг там, я их и так заменю. Все эти дорогие игрушки мне нужны вот именно чтобы поменьше времени тратить на поиск вот таких вот неисправностей. И это при том, что заменяя радиаторы да колодки я еще получаю прибыль с продажи запчастей. А если я делаю три таких радиатора подряд, то на третий у меня уйдет вполовину меньше времени чем на первый — снова лишняя денежка капнет. А потратив время на диагностику я получу только оплату за это время… и потерянного клиента впридачу!

Но можно и по другому. Я вижу что у меня набегает клиенту счет под 600 баксов. Что ж, звоню клиенту, говорю: «Все плохо, глючит схема контроля шины данных в BCM, надо менять BCM если по хорошему, а он идет в связке с ключами и блоком двигателя, это все часть противоугонной системы, там за три тысячи выйдет все вместе. Но я могу попробовать перепаять микрухи, поставить под тот же протокол, но более надежные, там возни побольше будет и надо будет подождать пару дней, но баксов в 800 — 900 впишемся. Да, и не говори, сейчас все такое, понаставят блоков, а комплектующие самые дешевые, экономят копейки, а потом такие расходы… Зато сидушки уж будут работать да и вообще оно для общей надежности полезно». Все, через пару дней отдаю клиенту машину, кидаю ему на панель пару-тройку старых микросхем от чего-нибудь («на память, смотри, даже, сволочи, обозначения затерли на микрухах») и все довольны — клиент доволен «съэкономленными» деньгами, а я «заработанными».

Скажете не всякий разведется, выведет меня на чистую воду? Так еще более вероятно что за честный счет кто-то откажется платить, упрется рогом и все! И понеслась: машину держишь у себя в залоге, он через суд ее пытается отобрать или просто пробует выкрасть с моей территории. А не получится, так разобьет в ней стекла ночью и скажет что теперь я ему должен.

Вы думаете это я тут жалуюсь на жизнь? Да ни фига. Я просто пытаюсь показать что за диагностику вообще-то дешевле платить, чем не платить, иначе ею просто перестают заниматься — невыгодно. Хотя это глас вопиющего в пустыне, не будет клиент платить за то что механик ДУМАЕТ. За то что кто-то для них думает платить могут только весьма обеспеченные люди. Юристам, врачам или организаторам праздничных вечеринок. Свадебная церемония стоит как весьма неплохая машина и она производит впечатление сразу на массу людей. А как похвастаться тем что «вот мне тут механик подумал и нашел как починил неисправность с подогревом сидушек, я ему 500 баксов отдал чисто за то что он подумал!» Так и слышу в ответ: «О, да ты крут, уважаю! Но я тоже не лох, у меня вот тут моя Ауди что-то подергиваться стала на разгоне, причем не всегда, а иногда так и только на холодную. Так я, прикинь, своему спецу 2700 баксов заплатил, и он нашел таки что там один контактик окислился хитро так» — «Да, мы с тобой крутые перцы, вон как можем своим диагностам платить, не то что всякие лохи что так и ездят на иногда дергающихся машинах и без подогрева сидений!»

(Тут я уже сам пишу и ржу!)

На самом деле я прихожу к выводу что, во-первых, эффективность диагностики надо повышать за счет массового внедрения информационных технологий именно в сферу поиска и обмена информацией между теми, кто ею занимается. Самая эффективная диагностика это когда ты заранее знаешь что там ломается чаще всего и в первую очередь и как это быстрее и дешевле всего подтвердить. Какое-то начало положено сообществом на iATN и далее развивается в его производную Identifix. Иногда там уже срабатывает забить в строку поиска симптомы и через секунды получить список причин со статистикой их вероятности и способ подтверждения. Вот над этим надо работать дальше создавая что-то вроде википедии по ремонту и диагностике заточенной именно на сверхбыстрый поиск причин основанный скорее на статистической вероятности отказа компонентов, а не на пошаговых алгоритмах диагностики. Там же должно быть легко и быстро усвояемое описание работы любых систем, описание логики самодиагностики этих систем (обязательно!). И все это в едином стандарте для всех марок и моделей. Опять же, какие-то зачатки подобной системы есть у Форда (естественно, только для своих моделей). Отмечу также что тут у Форда техподдержка работает лучше чем где-либо я до сих пор видел: вся коммуникация идет в письменном виде и на довольно заковыристые вопросы пока можно было добиться вполне четких ответов, не с первого так со второго раза.

Во-вторых, с ремонтом для частного владельца надо завязывать вообще. Сломалась машинка и неизвестно что с ней? Вот тебе прайс на трейд-ин машин с такими неисправностями, сдавай сломанную, получай новую и с гарантией. Цена не устраивает — давай до свидания! Или на аукцион. Цена ремонта равна разнице в цене между машиной с неисправностью (или со списком таковых) и без нее для одинакового года, пробега и набора опций. А там мотору сталинград настал и коленвал заклинило или это на стартере контактная гайка ослабла или обгорела — это уже не твоего ума дело, родной. Хочешь, разбирайся сам или ищи дураков тратить на это время, с большой вероятностью — бесплатно. Так что кредит, лизинг, прокат, дополнительные гарантии за дополнительные деньги, страховка на случай ремонта — это наше все, это будущее. В зависимости от финансовой и диагностической (!) статистики по этой модели с такими симптомами мы и будем решать по какой цене мы ее примем и будем мы ее ремонтировать или разбирать как донора запчастей и источник вторсырья

А диагностика станет уделом энтузиастов. Как радиолюбительство или реставрация старинных машин. Хобби, занятие за которое платит тот, кто им любит заниматься, а не тому, кто им любит заниматься. Я бы охотно подбирал бы за дешево интересные машинки посвежее — покопался и какое-то время потом поездил на ней :-). А хотя я и так езжу на всяких интересных машинках периодически и забесплатно…

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s