Работал тут над одной неисправностью на F-150. У него сиденья с климат-контролем, подогрев и охлаждение самих сидений отдельно от прочего, ну и двухзонный климат-контроль с кондиционером тоже. Каждое переднее сиденье имеет три степени подогрева и три степени охлаждения. И вот сиденье пассажира на охлаждение не включается вовсе, а на подогрев светится индикатор, но сам подогрев не работает. А водительское на подогрев какое-то время работает потом отключается.

Считываю ошибки, на сиденья есть аж свой блок управления с самодиагностикой, параметрами и т.п. Ошибки по перегреву и спинки и подушки у обоих сидений, у пассажирского ошибки прописываются еще во время прохождения теста самодиагностики, а у водительского вылезают после непродолжительной работы. У Форда можно отдельно считывать ошибки которые прописаны в памяти блока и отдельно прогонять тест on-demand, то есть выяснить что система видит как неисправность прямо сейчас. На каждый код ошибки есть свой пошаговый алгоритм диагностики в мануале, что огорчило. Ибо это светило частичной разборкой и прозвонкой-проверкой обоих передних сидений, а это туева хуча времени с туманной перспективой оплаты за это время.

Сперва значит придется выяснять как это работает. Про блок управления я уже сказал. Но помимо него задействованы еще два, блок управления климатом и еще FCIM — это Front Controls Interface Module, всего лишь блок с кнопками на панели. FCIM при нажатии кнопки на панели посылает сигнал по MS-CAN блоку климата, а тот уже посылает сигнал блоку климата сидений. Мануал тут туманен насчет деталей, сказано лишь что блок климата обеспечивает electrical interface, но все блоки сидят на одной шине данных и она же выходит на диагностический разьем. IDS (сканер) связывается напрямую с блоком сидений, для блока климата идет другой раздел со своими тестами и считыванием параметров. В каждом сиденье стоят по два TED, это термоэлементы работающие на подогрев или охлаждение, в зависимости от полярности питания, со своим термодатчиком и вентилятором который прогоняет через этот термоэлемент воздух. Блок управляет как скоростью вентилятора, так и полярностью и током через термоэлемент.

В параметрах вижу что температура термоэлемента растет до какого-то значения и слышу что вентилятор работает, а потом отрубается и температура начинает медленно падать. Пошаговый алгоритм спрашивает проверять сопротивление термодатчика если температура растет скачкообразно и сравнивать его с температурой. А также сообщает что ошибки по перегреву возможны если клиент «слишком часто нажимает кнопки» подогрева сидений в попытке повысить температуру. Гм, ну порыв понажимат на кнопки и у меня был, и я их таки понажимал, вот и думай теперь почему там ошибки :-). А еще непонятно с какой температурпой сравнивать сопротивление термодатчика — с температурой термоэлемента или температурой самой, скажем, спинки сиденья?

Начинаю с пассажирского сиденья, как более неисправного вроде как. Решаю снять хотя бы один из этих TED, посмотреть что за зверь такой и заодно убедиться что там, куда он дует, ничего не заблокировано и термоэлемент не прегревается по этой причине. Заодно и выяснить температуру чего именно меряет термодатчик. Мануал, вдобавок, еще и изобилует грозными предупреждениями о необходимости отключения аирбагов с отключением аккумулятора и т.п., но это уже игнорируется иначе это все растянется не на часы, а на дни. Особенно учитывая что IDS постоянно теряет связь с машиной и его надо перезагружать — потому что раздолбанный как и всякая общественная собственность. Некоторые механики обзавелись собственным IDS, очевидно и мне придется, иначе работа выматывает слишком много нервов. А и еще учитывая то что подогрев сидений работает только при работающем двигателе. Я бы заколебался с этим всем подключением-отключением и перезагрузкой.

Выковырял TED из подушки сиденья. Потом и второй — из спинки. Теперь уж наверняка поток воздуха ничем не блокируется. Снова проверяю: поработает немного, температура растет, потом отрубается питание вентилятора (слышу как в блоке щелкает реле в этот момент) и температура медленно падает. Что это — сперва происходит перегрев и поэтому система отрубает питание или это потому что вентилятор отрубается происходит перегрев? Не понятно. Да еще и вентилятор контролируется не напрямую блоком управления, а транзистором в TED. И похожая, но не такая же, картина в водительском сиденье — там тоже вроде как перегрев, но вентилятор продолжает дуть уже холодным воздухом. Снял этот TED и погонял его вентилятор на столе подавая плюс на вентилятор и базу транзистора — работает, не отрубается. Сопротивление термодатчика вписывается в указанный диапазон, но там такой ширины этот диапазон что хрен его знает… Замерил даже потребление тока термоэлементом раз мануал предлагал это сделать — тоже глубоко в пределах нормы.

Ну что, снял блок управления сидений и разобрал, благо легко доступен и разбирается, тоже на вид все нормально, даром что made in Mexico. Поставил блок обратно и снова пробую как работает — о, теперь все работает и не отрубается! Что и вовсе хреново, т.к. как теперь диагностировать-то. Ладно, закажу для начала новый блок управления, а там видно будет. Непрофессионально, конечно, но уже третий час с этим ковыряюсь и это, скорее всего, бесплатно, данунах!

И что? Мало того что этот блок управления оказался на складе, так он еще и стоил каких-то сраных $89. И это его продажная цена, причем в Канаде, где все дороже. Т.е. закупочная цена будет на треть — на половину ниже, а себестоимость этого блока для самого Ford и подавно долларов 25 от силы. А я в конечном итоге убил 3.2 часа на это.

Вот это — отличный пример того как эффективность ремонта падает из-за разрыва его технического и финансового аспектов. Если бы я знал цену блока сразу, я бы его заменил за 10 — 15 минут и весь ремонт со всей диагностикой обошелся бы втрое дешевле. И, кстати, не могу не одобрить ценовую политику в данном случае, ведь никто не мешал «злым маркетологам» поставить на этот блок управления цену эдак в баксов 600 — а куда клиент денется, особенно учитывая что блок требует конфигурации при установке и не факт что подменный блок с другой машины заработает. Но считается что механику знать о цене деталей ни к чему, он должен заниматься ремонтом и диагностикой, а продажей запчастей пусть занимаются специально обученные люди.

И еще далее обобщая: вот эта стыдливость общества относительно финансовых аспектов всякой деятельности (начиная с тайны вкладов, размеров зарплат и прибылей и т.д.) она конкретно мешает жить. Надо… а впрочем, пока не стану делать выводы насчет того что надо с этим делать. Подумать над этим надо. А потом уже решать что делать и надо ли это делать.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s