Небольшой ликбезик

Народ не понимает разницы между пружинами и амортизаторами. Вплоть до того что показывают на пружину подвески и именуют ее амортизатором.

Вот пружина:

StreetStockSpring

А это амортизатор:

shock-absorber

Или такой:

Shock_20Upload_20(1)

Иногда пружина составляет с амортизатором единый узел:

strut

Тогда это называется стойка подвески (strut).

Теперь попытаюсь обьяснить для чего эти штуки там нужны. Через пружины кузов автомобиля опирается на оси колес, если совсем примитивно. То есть кузов можно прикрепить к осям и без пружин, но тогда будет а) ехать совсем жестко, б) колеса не всегда будут касаться земли.

Поясняю по пункту б): у машины четыре колеса и если их крепить жестко по углам кузова, то на неровной дороге получится как со столом на неровном полу, который опирается только на три ножки и раскачивается. Отсюда следует особо важный вывод: подвеска нужна не только для того чтобы мягко ехать, но и для того чтобы все колеса постоянно сохраняли контакт с дорогой. Если какое-то колесо теряет контакт с дорогой, даже на короткий момент времени, у машины сразу уменьшается в этот самый момент времени способность тормозить, разгоняться или следовать заданной траектории движения (если это только не прямая траектория и нет внешних воздействий типа поперечного уклона дороги или бокового ветра). Потому как меньше становится точек опоры которыми машина держится за дорогу.

Поэтому колеса крепят к кузову через пружины. Не обязательно такие как на картинке выше и даже не обязательно железные. Могут использоваться рессоры, торсионы, пневмобаллоны и даже резиновые жгуты или блоки (на прицепах, например). Рессора — это разновидность пружины, листовая пружина. Рессоры бывают и стеклопластиковые, кстати. Торсион это тоже разновидность пружины — упругий стержень работающий на скручивание. Вернее даже будет сказать что спиральная пружина это разновидность торсиона, т.к. в пружине все тот же скрученный в бараний рог пруток работающий на скручивание.

Самый наглядный пример как кузов через пружины опирается на оси колес это задний мост на рессорах — тут сразу видно где ось колес, где пружина (в виде рессоры) и где кузов (или рама).

0607or_07_z+taco_supreme_solid_axle_toyota+leaf_springs

Во всех прочих случаях появляются дополнительные всякие рычаги и сочленения и уже не поймешь сразу что и куда опирается.

2013_Scion_FRS_sus_rr_oa_low_f34

Но пружины подвески это еще не единственные пружины через которые автомобиль опирается на дорогу. Колесо с накачанной воздухом шиной — это тоже упругий элемент. Уроните такое колесо на твердый пол — отскочит не хуже баскетбольного мяча. Таким образом мы имеем одну массу — кузов автомобиля — который опирается через упругий элемент (пружины, рессоры, пневмобаллоны и т.п.) на другую, меньшую массу (мосты, поворотные кулаки и другие элементы подвески), которая через другой упругий элемент, шину с воздухом, опирается на дорогу.

Получается довольно замысловатая динамическая система которая имеет массу возможностей раскачиваться, приплясывать и подпрыгивать самым забавным образом. Вы бы хотели бы ездить на машине, которая на ходу, да на хорошей скорости раскачивается, приплясывает и подпрыгивает забавным образом? Как ни странно, но многие так и ездят!

Для того чтобы это все не раскачивалось и не ходило ходуном в подвеску и ставят амортизаторы. Основное назначение амортизатора — это именно гасить колебания всей вот этой конструкции — кузова, колес и деталей подвески — относительно друг друга. Иногда в амортизаторах находится газ под давлением и тогда они, в маленькой степени впрочем, выполняют еще и роль упругого элемента. На старых, совсем старых машинах, амортизаторов не было. Во-первых, скорости были еще не те, а во-вторых, в подвеске чаще всего применялись многолистовые рессоры в которых трение между листами способствовало быстрому затуханию колебаний.

Поскольку народ в массе своей функцию амортизаторов не понимает, то многие ездят с неисправными амортизаторами, которые колебания гасят хуже, а то и вовсе уже не гасят. Амортизаторы меняют когда они текут или стучат — в таком случае как бы наглядно видно что они неисправные.

А вот когда машина раскачивается, но амортизаторы не стучат и не текут (все вытекло уже, гы-гы), развести убедить клиента на замену уже удается не всегда. Он тебе заявит «Да я ничего такого не чувствую!» и что тут сделаешь? Он поди и не чувствует когда колеса при торможении блокируются, например, или когда начинается занос или снос в повороте, откуда уж там будет чувство когда амортизаторы не держат и машина раскачивается…

Более того, вот наша местная специфика: народ понаставит на пикапы здоровенные (а значит и тяжеленные!) колеса, залифтует подвеску (иногда просто чудовищным образом на добрых полметра вверх), а амортизаторы оставит штатные. В итоге они уже не способны гасить колебания всего того что между кузовом и дорогой и контакт между колесами и дорогой становится местами, скажем так, непостоянным. Ехать на подобной конструкции уже страшновато, т.к. траекторию она выбирает себе уже в какой-то степени самостоятельно :-). И тоже фиг убедишь тут что амортизаторам нужен серьезный апгрейд, «но они же не текут!».

Зато когда постареют или от сломаются пружины (или рессоры) и машина начинает срабатывать подвеской до упора на кочках или проседать под нагрузкой, клиент часто просит заменить… амортизаторы! Которые могут быть как раз вполне исправными еще.

Вот такая каша в головах.

Реклама

1 комментарий

  1. Уведомление: Как не убиться, проапгрейдив подвеску своего автомобиля | Автомобильный маркетинг

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s