Пара коллег в интернете уже так вскользь прошлись на тему моей меркантильности (не показывая конкретно на меня пальцем, но все же) в подходе к диагностике в автосервисе. Но я таки остаюсь при своем мнении, по крайней мере пока, и даже пожую эту тему еще.

Практика прикладной диагностики показывает что решить можно практически любую проблему — вопрос лишь в размере инвестиций в поиски ее решения. Последовательная замена деталей и узлов одного за другим — это тоже всего лишь один из подходов к инвестициям в решение проблемы. Альтернативный подход — это инвестиции времени либо на непосредственный поиск решения проблемы, либо на подготовку того, кто ее будет решать потом быстрее.

Рассмотрим послений вариант. Коллега пишет что он инженер с высшим образованием, причем полученным еще тогда, когда диплом нельзя было просто купить и надо было именно учиться. Теперь он свой впечатляющий запас знаний и опыта (заведомо превосходящий таковой у меня хотя бы на том основании что высшее образование я так и не сподобился получить) применяет для диагностики и ремонта подержанных Ауди и Фольксвагенов. Более того, он согласен работать бесплатно, если диагностика занимает дольше чем шесть часов — столько сколько нужно, до победного конца.

Вас ничего не настораживает в этой ситуации? Меня так очень даже. Дело в том что подержанных Фольсвагенов, не говоря уж обо всяких прочих, их ну очень дохрена. И нам понадобится очень много хорошо обученных (подчеркиваю это место особо!) инженеров чтобы их все грамотно и эффективно диагностировать и ремонтировать. Не будем упускать из виду, что сразу после выпуска эти инженеры еще не будут сразу способны работать настолько же эффективно насколько мой коллега, ибо неизбежно надо хотя бы три-пять лет на накопление опыта практической работы в реальных, а не лабораторных условиях. А если мы этим ребятам сразу скажем, что вы должны работать за зарплату механика (она кое-где неплохая, но все же заметно пониже чем у инженера в том же кое-где), а если столкетесь с особо сложной проблемой, то вам не будут приплачивать сверху, а наоборот попросят порешать ее забесплатно, то полагаю что выпуск этого поколения специалистов не состоится — разбегутся же!

Поднять зарплаты? Идея хорошая, только реализация ее обернется ростом почасовых расценок в сервисах. Вы же не думаете что владельцы бизнесов заради удовлетворения своих клиентов переложат денежку из своего кармана в карман наемных спецов? Также не будем забывать что в расценки сервисов включены расходы на содержание персонала который занимается бумажной работой, общается с клиентом, собирает подписи и выбивает чеки, составляет оценочные сметы на работы, заказывает и принимает запчасти и расходные материалы, оформлэт подменные машины и т.п.. Я было делал это все сам, не в том обьеме как оно делается в дилершипе, но все же — и это сжирает до половины всего времени, особенно когда идет много мелких работ. Без всего этого у клиента не будет ни гарантий в письменном виде, ни чеков для отчетности (или подтверждения то же гарантии) ни удобства получения всей услуги по ремонту в полном обьеме и в одном месте. У коллег часто встречаю «определил неисправную деталь и отправил клиента на поиски новой». Класс! Даже если у клиента есть вторая машина, так на ней кто-то должен за тобой приехать, а потом не пойми где и как долго эту деталь раздобывать. Хорошо если клиент безработный или миллионер на досуге, такое времяпровождение на его финансах не отразится… Хотя позвольте, а что безработный или миллионер забыли в сервисе у диагноста? Чем первый будет платить и нафига второму ремонтировать старую машину да еще и бегать за деталями.

Это я к тому, что расценки в автосервисах берутся не с потолка, а образовываются из сочетания ряда факторов и полагать что их можно при желании запросто уронить вдвое например — нереалистично. Равно как и ожидать что при повышении уровня оплаты спецов расценки останутся теми же. Безусловно лучше организованные команды в которых нет бесполезных паразитов смогут работать эффективнее и держать цены ниже чем у неповоротливых в массе своей дилеров, но сильно ниже и они падать не станут — зачем лишать себя заслуженного вознаграждения за хорошую работу?

Может тогда попробуем обойтись теми спецами которые уже есть? Напишем им пошаговых инструкций, дадим все необходимое оборудование… Упс. Тут у нас опять проблема. Оборудование, а потом его содержание и ремонт тоже стоят денег. Потратимся на умное оборудование — придется повышать цены. Или закрывать бизнес. Впрочем когда повысим цены, то клиент перестанет идти и придется все равно закрывать бизнес, гы-гы.

И мы возвращаемся туда где и были. Имеем тех спецов, которых имеем, то оборудование которым располагаем и тратим на диагностику столько времени сколько клиент согласен оплатить. С непредсказуемым результатом, м-да. Потратим больше времени — получим более надежный, но не абсолютно надежный никогда, результат. Клиенту придется привыкать что время на диагностику придется оплачивать, причем весьма недешево. Распространенная надежда на то, что где-то найдется или тот, кто знает точно в чем дело, или тот, кто согласиться тратить свое время на поиски неисправности забесплатно, беспочвенна. Развалить СССР еще раз и вынудить высококвалифицированных и образованных спецов заниматься ремонтом подержанного ширпотреба уже не получится, а растущее многообразие и сменяемость моделей на рынке снижают шансы на нахождение того, кто обладает запасом опыта и знания типичных проблем.

Так что машины хочешь или нет станут одноразовыми, сломалась — сдавай в трейд-ин и бери другую, а квалифицированные кадры найдут себе применение в других областях. Это все не случится завтра, конечно, на мой век автосервиса еще хватит судя по всему, а вот ребенку я уже не посоветую заниматься авторемонтом кроме как в порядке хобби.

Реклама

49 комментариев

  1. Так что машины хочешь или нет станут одноразовыми, сломалась — сдавай в трейд-ин и бери другую, а квалифицированные кадры найдут себе применение в других областях. Это все не случится завтра, конечно, на мой век автосервиса еще хватит судя по всему, а вот ребенку я уже не посоветую заниматься авторемонтом кроме как в порядке хобби.

    А я давно это говорю.

  2. Согласен, все так.

    А еще, на мой взгляд, абсолютное большинство готово платить дорого, лишь бы понимать, что это выгодно. Т.е. выгодней один раз заплатить высококвалифицированной команде с дорогим оборудованием, которая не обманет и устранит неисправность с первого раза, нежели платить понемногу несколько раз без гарантии результата.

    Правда есть очень важный момент, профессионалам должен быть не только механик, но и мастер-консультант, чтобы продать клиенту эту выгоду.

  3. Стандартизация и унификация спасет мир, и избавит от необходимости 10+ лет учиться разбираться в одном типе автомобилей. Каждый пользователь сможет поменять сломавшийся узел, возможно даже без инструментов.

    Но вот само собой такое не произойдет, нужна революция. Автомобильно-техническая как минимум.

  4. Я в крайний раз колеса сдавал на хранение, ну и переобувался на зимние. Так мне пришлось расписаться на 20 листах у трех разных менеджеров. И все они хотят кушать!

  5. Ага, а чтобы вообще чему-то внять, клиент должен иметь понимание о предмете разговора. Проще говоря, отношение к машине «ключ сюда, бензин туда и больше ничего не хочу знать» оно хотя и существует, но прямо противостоит профессиональным командам.
    Ну или надо менеджера по работе с неполноценными людьми. Который, да уверен что ему тоже должны платить причем «больше чем этим, в грязном».

  6. Цели разные у вас. Отсюда и разные методы. «согласен работать бесплатно, если диагностика занимает дольше чем шесть часов» — еще пока местами живой здесь, хоть и умирающий шаблон. Вот я такой, например. Но Союз кончился. И мы вместе с ним. Наш шаблон давно идиотский у вас. И стремительно умирающий у нас.

    Заменю слово «одноразовые», назову «короткоживущие и неремонтопригродные» и соглашусь. Да, наступающий мир таков. И ваш шаблон много более ему адекватен.

  7. А если помечтать о таком варианте: машины напичкиваются большим количеством датчиков а-ля design for testing в микроэлектронике, но и чтоб «ловить» не только баги в готовом изделии, но и поломки в процессе эксплуатации, т.е. уменьшить необходимость гадания о том, что сломалось?

  8. их и так много этих датчиков . Но вот ситуацию когда где то в проводке попала вода в разъём отследить почти невозможно .
    Вернее слишком дорого . Зачем это производителю машины ?
    3 года оно и так выдержит .

  9. Да-да. Наличие на пост-ссср большого числа людей получивших образование «за так», и поэтому на знающих реальную ему цену, создают реальный демпинг. Остается лишь ждать, когда они уйдут из профессии.

  10. угу. В конце 90-х началось.
    Скоро профессия хорошего механика просто станет элитарной… А кто не может продиагностировать, например, что значит случайные пропуски в 3-м цилиндре P924 79-го года (что интересно — один из моих френдов может) — уйдут из профессии.
    А жаль.

    PS: Вот вам смешно, а у меня обратная сторона медали. Мне на P944 86-го года топливные магистрали поменять некому. Вообще. В трех странах.

  11. часто в жизни наоборот получается, вроде и приличные и оборудование есть. Денег возьмут много, а сделают плохо или вообще не сделают.
    И часто такое у оф.дилеров.

  12. Уже сейчас количество неисправностей в подсистеме самодиагностики системы улавливания паров бензина (EVAP) превышает количество неисправностей самой EVAP (в моей практике). Вот как раз все те датчики и клапана, которые туда поставлены чтобы постоянно контролировать исправность системы и ломаются сами или имеют проблемы с проводкой, соединениями, утечками и т.п.

  13. «Оборудование есть» это обманчивое внешнее впечатление. У нас, допустим, аж три ниссановских сканера, один Consult II и два одинаковых Consult III+. Но нет даже работающего насосика для опрессовки системы охлаждения или манометра для топливной системы (у меня свой собственный, он и выручает). Вот вчера надо было разобраться почему усилитель руля на Мазде не работает, а давление в магистрали замерить нечем — извольте заниматься гаданием, за деньги клиента естественно! Осциллографа нет вообще кроме сверхпримитивного в самом сканере. И такая ситуация уже в котором по счету дилершипе!

  14. Потому что в союзе подразумевалось что государство о тебе позаботится, ты, главное, делай свою работу. Даже в Ирландии я еще мог копаться подолгу после того как менеджерье перестает подбегать через полчаса с вопросом «ну что? нашел уже?», потому как платили за время пребывания на работе. А тут я могу копаться только при условии что клиент заранее согласен проплатить время (по $150 в час, ага). Иначе я твердо знаю что получу шиш за свои труды, платят не за время пребывания, а за проданные нормо-часы. А нафига мне тут работать за бесплатно, когда кругом есть работа за деньги??? Гарантийный ремонт — это отдельная головная боль, там вообще к технике почти никакого отношения.

  15. хихи)
    я готова заплатить по прайсу, и приплатить еще столько же, только бы ничего не сломали и из сервиса я выехала на исправной машине! я хочу после сервиса чувствовать уверенность в технической исправности моего транспортного средства (повышенной опасности, кстати). но, блин, каждое посещение официального, блин, дилера, в рамках прохождения техобслуживания, стоит мне нереальных потерь нервных клеток! я уж перестала заглядывать в регламент — не надо мне проверять никаких зазоров в чем-то там под клапанной крышкой, смажьте петли дверей, больше ничего не надо! ну, еще только маслянный фильтр прикрутите нормально и от моей модели!

  16. Так а вы же когда-то сами писали о том, как на ваш взгляд должна оцениваться работа диагноста, и пришли к тому же самому — ограничить оплачиваемое время сверху, а если не получилось к этому времени найти — дальше диагностика бесплатно. И при «работе на себя» это вполне выглядит здраво — сложные проблемы встречаются не так часто, зато лояльность клиентов после каждого такого случая растет и они будут снова к вам возвращаться.

    Ну а также потихоньку будут эти люди приходить к мысли, что проще предотвращать, а не ремонтировать — и начнут на сервисы приезжать до того, как что-то где-то сложно сломается 🙂 Вроде и про это вы писали, что ваши личные клиенты так начинали делать.

    Основной доход в итоге с них, а сложные случаи — как инвестиция в свою раскрутку, найти, устранить, написать рассказик о том, как было сложно, и брошюрку с этими рассказиками раздавать бесплатным бонусом всем приехавшим клиентам 🙂

    Ну и с трудом верится, что кто-то, купивший 3-4-летнюю б.у. машину, после первой же сложной неисправности выбросит ее на свалку и пойдет покупать еще одну такую же 🙂

  17. Рискну предположить, что «шестичасовой» не просто так согласен на шесть часов. Он не получает денег, но инвестирует в свое обучение.
    А вообще, кажется с неделю назад кто-то предложил годную схему, типа, несколькоуровневая система диагностики, которая озвучивается клиенту.

  18. > А еще, на мой взгляд, абсолютное большинство готово платить дорого, лишь бы понимать, что это выгодно.

    Та ладно. С автомобилями это не работает. Более дорогой автомобиль ломается так же, а чинить его дороже.

  19. ну почти одноразовыми они может когда нибудь и станут…но только не в России с ее пошлинами.
    Пока же для России в системе автосервиса очень ценен специалист- диагност. Ему конечно увы- недоплачивается очень много. Но это и есть последствия перекоса, что если где то чтото переоценено ( цена подержанного авто)- значит где то чтото будет недооценено. ( труд диагноста)
    Жаль коннечно..Ну да никуда не деться от реала.

    пс
    я много и долго думал и думаю про выкладки Афтора сего блога…Ибо сам я намерен еще вернуться к авторемонту… одно знаю, что сильно загоняться поисками сложных дефектов буду только ну если вообще будет нечего делать… И если рядом будет трудиться нанятый человек на простые работы по заменне к примеру расходников…Собственно так и планируется жить дальше в этой области .. Работать только в свое удовольствие..
    Но не на дядю…ибо все труднее и труднее осознавать девальвацию интеллектуального труда посредством современных реалий.

  20. > Так что машины хочешь или нет станут одноразовыми, сломалась — сдавай в трейд-ин и бери другую, а квалифицированные кадры найдут себе применение в других областях. Это все не случится завтра, конечно, на мой век автосервиса еще хватит судя по всему, а вот ребенку я уже не посоветую заниматься авторемонтом кроме как в порядке хобби.

    с электроникой это уже случилось, на очереди машины

  21. Я не спорю. Я, наоборот, понимаю и одобряю. Поэтому и пишу «ваш шаблон много более ему адекватен». У нас здесь пока можно и так, как делает он. Чем дальше, тем меньше. Но пока можно.

  22. о чем спор?

    В МСК у не официалов Citroen/Peugeot все очень просто устроено.
    Все работы по замене агрегатов фиксированная стоимость (н/ч*на норматив). А сколько там работали, клиента не волнует.
    Диагностика подвески при условии ремонта бесплатно или ~$10 без ремонта.
    Диагностика сканером/стирание ошибок стоит ~ 0.7-1н/ч ($15-$30).
    Т.к. двигатели и устройство у PSA более-менее одинаковое, механики достаточно хорошо знаю болячки этих машин.
    Работает замена агрегатов.

    Если клиент жалуется на что-то:
    1. проверка, поиск возможной причины, диагностика возможными средствами
    2. замена на заведомо исправный агрегат, если такой есть в наличии (как правило все датчики, узлы на ходовые машины есть)
    3. если помогло, клиент оплачивает з/ч и стоимость работ по замене. нет — уезжает.

    Вообщем, за диагностику платится только за чтение ошибок сканнером.
    Более служные случаи, типа дефектовка двигателя и т.д. — это отдельный разговор…

  23. Выбросит он или нет ее на свалку будет зависеть от стоимости ремонта. У нас, например, стоимость нормо-часа и запчастей легко отправляет под списание слегка подержанные машины даже после небольших аварий или с любым механическим повреждением двигателя. Под списание это не обязательно на свалку, скорее идет на аукцион и дальше уже попадает в серые круги неофициалов.
    Я и говорю что вполне вероятно уже скоро совсем неисправная машина будет просто выставляться на ebay, а взамен просто покупаться другая. У меня ноутбук подох года три назад, так мне и лень и некогда с ним возиться было — пошел купил айпад, а ноутбук на ebay. Какой-то чувак купил и отписался что починил сразу. Да оно и не жалко, пусть пользуется.

  24. По поводу «времени на диагностику», которое «клиенту придется оплачивать». Вот я бы, например, с удовольствием его оплачивал. Однако есть проблема. Не ясно, как это время посчитать. 95 процентов «специалистов» в свое рабочее время (от приема задания до его завершения) занимаются не только решением задачи, но и трындением с коллегами о глобальных физических или астрономических проблемах (или тупо о бабах), курением, питием кофе и просто плеванием в потолок, зачастую совершенно не связанным с фоновым процессом размышления о корнях решаемой проблемы.

    И вот за всё за это я, как клиент, платить не хочу.

  25. помечтать о таком варианте:

    Приветствую коллегу 😉 Уже ~15 лет в chip-design — тестовые эти фишки помогают, но не уверен, что в полной мере это применимо к механике — на каждую трубочку датчик давления и температури не прилепишь — дорого и ненадёожно… Это не микроэлектроника…

  26. Я тоже в РФии, и тоже плевался от официалов!
    Слава богу, потом гарантия кончилась…

    «КМ/Ч» ничего не знали, не умели, и ломали.
    А уж «монтаж/демонтаж ковриков в салоне — 0.3 нормочаса» — меня вообще прибил!
    Хорошо, оплачивала страховая!

  27. Голова у человека работает всегда, а не только тогда, когда он вгрызается зубами в железку.

    >совершенно не связанным с фоновым процессом

    Разумеется, связанных.

  28. Это естественное следствие когда платят за пребывание на работе. Мне, например, всякое отвлечение бьет по карману, поэтому я работаю очень состредоточенно. Ну ладно, у меня сдвиг по фазе на почве работы, но и другие механики тоже работают не отвлекаясь. А вот ученики, которые получают просто за часы пребывания, постоянно дурака валяют.
    Проблема скорее в том что субьективная ценность диагностической находки в глазах клиента может не совпадать с трудозатратами на ее поиск и соответственно конечным счетом. Мол, делов-то, проводок отломился, что вы, разве сразу не могли все провода проверить?
    Примечание: как раз когда начинается оплата за диагностику, то сдельная плата превращается в почасовую и появляется потенциальный социализм за счет клиента, что есть, то есть.

  29. кроме большого количества датчиков нужно бы еще софт нормально писать. а то вот как недавно прочитанный пример — ошибка «низкий уровень сигнала с датчика распредвала». по факту — сбиты фазы ГРМ. почему ошибка такая? ну потому что в тот момент когда система ожидает с датчика высокий уровень — он выдает низкий, чо. вот тебе и гадание…

  30. > применяет для диагностики и ремонта подержанных Ауди и Фольксвагенов. Более того, он согласен работать бесплатно, если диагностика занимает дольше чем шесть часов — столько сколько нужно, до победного конца.

    ну это уже немного переборчик… все же работа для того чтобы зарабатывать деньги…. не, я и сам, бывает, копаюсь с машиной уже чисто из интереса, потому что если считать затраченное время — то клиент столько просто не заплатит, но это бывает всё реже…. 😉

  31. Машины должны быть априори ремонтопригодными и иметь весьма приличный срок службы. Хотя бы из соображений экологии и использования ресурсов.
    Если постоянно идёт накопление количества автомобилей, которые не смогут ремонтировать, то в прогрессии это неизбежный крах.
    Следовательно, автопроизводители должны добровольно-принудительно делать машины полностью и довольно легко диагнозируемыми. Чтобы не нужно было для диагностики Шерлока Холмса, да еще с 20 часами свободного, но очень недешевого времени.
    А вообще, надо быстрее на электротранспорт переходить. Там проще.

  32. Брехня. Часто бывало, что ломаешь голову три-четыре часа, перелопатишь все манулы, сгрызёшь мозг техподдержке в головной конторе, а потом вот такая лучезарная ебанашка вместо оплаты заявляет вышесказанное.
    Хорошо, что я уже лет десять как завязал с автосервисом и таких экспонатов по службе не встречаю.

  33. Ви таки полностью неправы. Априори машины должны приносить прибыль владельцам заводов, их выпускающих. А всякие долговечности и ремонтопригодности — это малозначительный фактор, место которому в рекламном проспекте. Wilkommen in Realität!

  34. Ви таки невнимательно читаете то, что комментируете. «Следовательно, автопроизводители должны добровольно-принудительно делать машины полностью и довольно легко диагнозируемыми.» Отгадка там где слова через дефис.
    Или Ви таки мните себя автопроизводителем и рассказываете суть своего маленького гешефта? 🙂

  35. Тоже иногда еще бывает что из интереса покопаюсь уже не заморачиваясь насчет оплаты. Ну там если месяц хорошо прошел или просто благостное настроение. Но тоже уже редко и от силы на два-три часа, не больше.

  36. Я с вами по-прежнему согласен что автомобили должны быть ремонтируемыми, а не одноразовыми изделиями. Хотя бы даже из-за расхода энергии на его переработку и производство нового (это даже если бы ресурсы полностью ходили бы в круговороте, а не потреблялись новые). Но это если бы экономика была нацелена на реальную отдачу, в данном случае на обеспечение потребностей в индивидуальных транспортных средствах. В реальности же экономика нацелена на генерацию денежной прибыли, люди не додумались еще до более рациональных стимулов ее существования и не сумели изобрести других способов вознаграждения за инициативу и трудолюбие кроме денежного вознаграждения (вернее прочие способы недостаточно эффективны). Само производство автомобилей в такой ситуации это лишь побочный продукт от генерации прибыли. Так что когда у вас сломалась новая Audi посмотрите на выгоду акционеров и владельцев VAG — если эти люди не бедствуют, значит все в порядке, они свою работу делают правильно ;-).

  37. ну и в результате вместо выплаты штукибаксофф за два часа некрупных работ или пятерки на целых три дня (нормальная зряплата получится? да вроде ничего, и анженеров и механиков кормить хватит) мне предлагается заплатить штук сорок за новую мойшину? а старую сдать за пять штук, больше за нее никто не даст? и так раз в год? да еще с учетом моей стоимости смены мойшины, тоже измеряемой тысячами долларов?

    Вот именно поэтому я в Москве старался все делать сам, особенно сомнительные случаи, а специально обученные обезьяны привлекались исключительно под моим контролем, и когда понятно какие гайки крутить, за работу товагищи. А здесь нимагуууууу, места нет, не на стоянке же под домом.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s