В продолжение темы механики vs автомат.

По моей классификации (которую вы не обязаны принимать), автоводители делятся на три категории: те кто любит водить машину, те кто любит на ней ездить и те кто не любит ни водить ни ездить. Да-да, есть и последние и, я так подозреваю, их даже большинство. Вот жена у меня, например — она ездит, вполне аккуратно и грамотно, на права тут надысь сдала с первого раза и, главное, я могу ее посадить за руль и ехать пассажиром не напрягаясь и беззаботно глядя по сторонам. Так что вполне себе состоявшийся водитель.

Но вот я вспомнил как один мой друг юности блестяще описал тот период когда ты только научился водить и купил первую машину: первое время испытываешь от этого такой восторг, что готов даже в туалет на машине ездить :-). Пристаешь к друзьям и родственникам, не надо ли кого-нибудь куда-нибудь отвезти. Или вот как я осознал, что научился водить машину, это когда у меня что-то упало на дорогу с багажника на крыше (на маленькой скорости на какой-то улочке) и мне было уже проще подьехать и подобрать с земли не отрывая жопу от сиденья, а не остановиться, вылезть и подойти пешком как до того.

Так вот спросил у жены — а у нее такого чувства не было. Она из той категории людей, для которых машина это средство транспорта. Удобнее чем другие, но не идеальное. Идеально было бы иметь телепортатор или, за неоткрытием пока физических предпосылок для такового, машина-робот. Сел в кабину, ввел пункт назначения — и сиди жди пока привезет. Впрочем, если бы мне надо было до работы дольше чем полчаса ехать, я бы тоже хотел такую. Завалился спросонья и, пока доехал, позавтракал, попил кофейку, почитал-подремал. Причем это не в общественном транспорте, которого надо на остановке ждать и потом ехать скопом с другими людьми, на рожи которых мне вовсе не обязательно приятно будет смотреть, а от двери до двери и в гордом одиночестве.

Сюда же примыкает и та прослойка, для которой машина — это имиджевый аксессуар. Эти покупают машину в первую очередь чтобы, назовем это деликатно, выразить свою индивидуальность (даже если она заключается в отсутствии таковой). Тут уже технические особенности автомобиля имеют глубоко вторичное значение, но все же предпочтение будет отдаваться тем, которые позволяют перемещать свой аксессуар в пространстве с минимумом усилий.

Но вернемся к тем, кто испытывал восторг от приобретения умения водить машину. Таких ведь тоже немало, но все же не все они любят машины с механикой. Тут трудно говорить за других, но мне кажется, что одна часть людей испытывает (вполне естественное) удовольствие от перемещения себя в пространстве с большой скоростью, а заодно и от ассоциации себя лично с большим и мощным (ну или маленьким и шустрым, неважно) железным зверем. Неважно как он там устроен, какие в нем шестеренки и как крутятся, главное пусть он едет так и туда, как я хочу. Очевидно что многие находят себе такие машины, которые едут так, как хочется владельцам, включая сюда и контроль над динамикой — двигателем и трансмиссией.

А вот я (и я не одинок, точно) испытываю удовольствие не только от перемещения в пространстве, мне нравится именно вот этот микроменеджмент множества составляющих машины для приведения ее в движение. Я не знаю о существовании такой машины, которая угадывала бы четко как я хочу разогнаться, затормозить или пройти поворот и сама бы держала нужную передачу, обеспечивала плавное или резкое трогание или торможение или, скажем например, дергала ручник чтобы сорвать задок в занос или бросала сцепление с той же целью. Но зато я знаю, что есть некоторые машины, которые могут выполнять мои команды именно так, как мне хочется (или настолько, насколько умело я подаю эти команды). В этом списке машин с автоматом нет. Я пробовал достаточно много уже разных машин с автоматом. Некоторые произвели весьма хорошее впечатление, некоторым я прямо могу сказать даже и не подошла бы механика (но и сами эти машины не подошли бы для активного вождения в моем его понимании). Фольксвагеновские DSG ближе всего к моему идеалу автомата если у них есть возможность ручного переключения (т.е. надоело гонять, переключил в автомат и покатился не спеша), но они дергаются на маленьких скоростях, имеют проблемы с надежностью, не дают того контроля над троганием, которое дает педаль сцепления и не дают переключать передачи селективно, а не последовательно (со второй на пятую и т.п.). Вроде Мазда в своих новых «скайактивных» автоматах обещает более активную блокировку гидротрансформатора и включение кикдауна только если продавил ступеньку по усилию при нажатии педали газа (это поругали авторевюшники, но похвалили американцы из Car and Driver приветствуя это как способ контроля за работой автомата).

Но идеально было бы, если бы третья педаль на полу осталась и использовалась как лаунч-контроль (отпустил медленно и гидротрансформатор работает подольше и блокируется плавно после трогания, бросил рывком и система управления блокирует трансформатор настолько резко, насколько можно при заданном положении педали газа чтобы не заглушить двигатель) и та же педаль работает как «мгновенная нейтраль» для разрыва потока мощности когда машина уже едет. Т.е. все те же возможности, что я имею с педалью сцепления, но без самого сцепления Гидротрансформатор ведь хорош тем, что позволяет трогаться бесконечно плавно, даже в горку и не поджигая сцепления при этом, а также дает возможность переключать передачи без выжима сцепления — быстрее! Селектор коробки же должен иметь возможность как селективного выбора передач (по привычной Н-образной, или хоть даже НН-образной, схеме), так и секвентального переключения или работы в режиме селектора автоматических режимов. То есть, в зависимости от режима работы блокируются пазы, в которые может входить селектор. Включил режим автомата — селектор ходит там где третья и четвертая передача на механике. «Третья» — это вперед, «четвертая» — назад, нейтраль посередине, а паркинг включается с блокировочным кольцом до упора к себе и вперед, как задний ход на некоторых машинах с механикой. Все прочие положения блокируются. В ручном последовательном режиме селектор перестает фиксироваться на местах «третьей» и «четвертой» передач, а только подает таким образом команды коробке на переключение вверх или вниз на одну передачу. Причем на выбор пользователя можно запрограммировать куда именно толкать рычаг для преключения вверх или вниз. Все прочие положения блокируются, при полной остановке можно включить задний ход туда, где в автомате был паркинг (в этом положении селектор фиксируется)! Сам паркинг пропадает — или затяни ручник или коробка сама включит паркинг если двигатель заглушен или водитель вышел из машины с работающим двигателем и не затянул ручник. Наконец в ручном селективном режиме освобождаются все пазы селектора и он двигается так, как у шестиступенчатой механики (или даже шире в случае семи-восьми передач). Селектор фиксируется во всех положениях (как при выборе передач на механике), и паркинг в коробке включается если оставить селектор в положении любой включенной передачи и заглушить двигатель.

Само-собой, система сложная, вообще без механической связи органов управления с агрегатами (селектор на большинстве автоматов таки имеет эту связь — он двигает клапан режимов в коробке). Но зато мы имеем лучшее от двух миров и удобство использования автомобиля именно в таком виде как водителю хочется в данный момент времени.

81 комментарий

  1. Мне кажется, как не крути но педаль сцепления и все что с ней связано должно остаться. Иначе всё преимущество управления машиной «двумя ногами» пропадает. А переключать передачи на ходу и сейчас можно без выжимания сцепления, только долго 🙂

    я тут МБ сестры загонял во двор. Под горочку и задом. Не могу я одной ногой это делать. Привык двумя уже (сцепление и тормоз)- одной уже воспринимается как будто ты инвалид.

  2. ааа, тогда понятно 🙂 помимо хороших отзывов, оказалось что GPMazda — самые нормальные из здешних продавцов, и больше всех таки хотят продать.
    Я пока решался, ездил на их машинах почти две недели бесплатно, а когда решился, мне не хотели делать страховку, так я с их страховкой и номерами ездил еще три недели — им было не жалко. Потом еще и полный бак залили когда те полбака с которыми я получил машину кончились. Короче сплошное удовольствие, особенно пос сравнению с остальными (хонда — просто козлы, в ниссане от продавцов несло перегаром, и вместо того чтоб пытаться продать мне машину они начали рассказывать о том какие сволочи сидят в мазде и тойоте, а в тойоте они какие-то заторможенные, будто от этих продаж их бонусы не зависят. в крайслере правда со мной даже по русски говорили, но я не хотел американскую тачку — последний опыт с шеви крузом оказался очень хреновым)

  3. По-простому, у Мазды нет денег сейчас на революционные разработки вот и выжимают все что можно из имеющихся технологий. Ну и дешевле, профит выше с каждой машины. Компания маленькая, с маленьким профитом им не выжить. Я читал, что они нацеливаются на премиум сегмент, хотят быть как BMW.

  4. Вы таки уверены что мы в одном городе живем? Потому что GPMazda мне резко не понравилась (хоть я и купил-таки у них машину) и покататься они мне толком так и не дали. Один из их продавцов (собственно, чувак который мне продал машину) теперь работает как раз у нас в Ниссане. И как раз от Хонды у меня осталось наиболее позитивное впечатление и цену сказали сразу и наиболее адекватную (в Крайслере тоже все вежливые и профессиональные, но разводили по-черному, это своего же работника!).

  5. Так вот сложилось, и я не один такой — все коллеги тоже говорили что в мазде — самый адекватный народ работает. Мне машину продал молодой парнишка по имени Дилан, может это просто он такой приличный попался — не знаю 🙂

  6. я например НЕ люблю автомат ни в каком виде, ни классику ни робада-секвенсора. Не потому что меня так сильно уж пррррет с микроменеджмента и перетыкания шестеренок, в 99% случаев это тупая рутина и ничего интересного, а потому что в оставшемя 1% этот автомат меня натурально бесит. Да, я знаю что я экстремист и на четырехтонном гробу езжу по каким-то переулочкам с уклоном в 15%, горным серпантинам и прочим говнам на полном газу (и то оно еле едет, тяжелое же!), но мойшина должна это делать. А с автоматом она это не может, ни с каким — он заточен на ровную дорогу, никаких экстремизмов.

    Так что поддерживаю, остро не хватает такого принудительного управления, даже не секвентального. Благо сделать-то плевое дело, на всех этих робадах уже все есть, кроме самого многопозиционного рычага.

  7. по-моему МКПП жива до сих пор только по одной причине — ЖРЕТ МЕНЬШЕ.
    и топлива и денег.

    будь автомат хоть на рубль дешевле — МКПП бы сдохла на следующий день.
    все вокруг МКПП стало «drive by wire» и только мешалкой еще зачем-то ворочать.

    Почему никто не хочеть ворочать рулем по-настоящему? без усилителя?
    Или тормоза продавливать?

    зы. к сожалению эпоха когда можно было ездить пришлась на латаную-переатаную 2106 😦
    когда у меня появились деньги на мазду, ездить без акпп стало утомительно.

  8. для премиума у мазды 6 багажник закрывается как в дешевой игрушке.
    руль стал чрезвычайно легким, ничего похожего на мазду 3.
    передняя подвеска стала обычной — на предыдущем поколении была сложнее и кажется мягче.

    Но внешний вид стал очень эффектный да. Про АКПП понять не удалось.

  9. +1, никогда не понимал этого МКПП дрочерства, автомат лучше хотя бы потому что он автомат, а не тупая кочерга, которая через систему тяг(тросов) сцепляет шестеренки редуктора.
    Я езжу на МКПП только из-за хронического нищебродства, с зарплатой 500$ не получается купить авто с АКПП. При первой же возможности пересяду на автомат!
    После работы или охоты, возвращаясь домой по разбитым дорогам, через пробки с каптящими корчами, мне меньше всего хочется дергать ручку и жать педали.

  10. Ну вот в США и Японии в сегменте дорогих машин (т.е. где стоимость не роялит) МКПП вполне себе существует — в исчезающих количествах, что-то типа 5% — исключительно для любителей. Было дело, БМВ США даже стребовали себе М5 с МКПП — хотя в Европе их делать не собирались (смысла, если АКПП быстрей передачи щёлкает?)

  11. Re: лучшее от двух миров…

    > микро-купе не столько быстрое, сколько шустрое и отзывчивое

    Так это ж MX5 первого/второго поколения с хардтопом. Очень рекомендую проехать на такой. У меня несколько знакомых после небольшой поездки за рулем меняли отношение с «ну да, интересная машинка, но фиг знает…» на «аааа где продают, бегу покупать».

  12. DSG — имеют проблемы с надежностью

    Извините за оффтопик… Просто щас выбираю машину и подумываю о DSG. А что там с надёжностью? Можно немного деталей?

  13. А зачем мне трогаться находясь вне машины? Я ж водитель, а не наркоман 🙂
    ИМХО те, кто любит водить не напрягаются дерганьем палки в пробках — по сути своей разница не так уж велика, больше правая нога работает по газу/тормозу.

  14. Холиварная тема, не? :))

    Механика позволяет выделывать всякие трюки, полицейские развороты и т.п. Потому для всяких стритрейсеров, драгрейсеров, каскадёров она не заменима ничем.
    Но сколько таких водителей? В процентном отношении?
    Да и про безопасность всего этого можно и не говорить, риск на порядок больше. Менее опасно просто НЕ СОЗДАВАТЬ аварийных ситуаций всякими выкрутасами или агрессивной ездой, чтобы потом не надеяться на чудеса мануальной акробатики.. ))
    Водители первых машин должны были много чем управлять самолично. Например, опережение зажигания. Сейчас никому в голову не придёт делать такое. Даже карбюраторный подсос никому не нравится. И правильно. ПОЧЕМУ я должен объяснять механизму как ему работать? Объяснять машине что такое передачи, когда и как их переключать? В итоге же я должен только рулить и развивать скорость. Ну и тормозить (иногда ;-). C этим прекрасно справляются руль, селектор газ и тормоз. Принцип природы всегда заключается в разумной достаточности — если для одного результата нужны факторы А+Б или А+Б+В то выбор будет за А+Б.
    Комп машины должен сам определять фактор агрессивности (либо я задавал бы его сам, «мануально» (ага)) и далее достигать той скорости которую я хочу. Причем максимально бысто если это требуется. Всё. Чего проще..
    Своё видение коробки мечты в следующем посте…

  15. Есть и другой вариант. Вполне осуществим на сегодняшнем уровне.

    Итак, вместо «педальки газа» используем «педаль скорости». То есть, водитель жмёт педаль и на спидометре рисуется желаемая скорость. Там же отражается реальная скорость. Далее комп принимает все необходимые действия чтобы достичь заданной скорости. Получаем как бы постоянный отзывчивый круиз-контроль с управлением ногой вместо газа.
    При сбросе педали авто движется по инерции, как бы нейтраль, хотя можно и с торможением движком. А при нажатии на тормоз — тормозим. Тут для программеров широчайшее поле для творчества. Можно написать самую изощрённую стратегию поведения авто в зависимости не только от нажатия педальки, но и еще от кучи факторов.
    Агрессивность набора скорости можно выставлять как вручную (бегунком) так и программно, автоматически.
    Эргономически всё что тут нужно — это загнать рычаг селектора в боковой паз с неподвижной позиции. Педаль газа давно уже на новых машинах представляет собою просто датчик, который может участвовать в управлении чем угодно, а не только заслонкой. В данном режиме педаль меняет назначение и по сути работает автопилот.
    Думаю что управление не тягой, а желаемой скоростью более интуитивно. Надо тебе 60кмч — двинул педаль куда нужно и авто само набирает скорость, а потом удерживает. Нажал резко в 120 — авто уменьшило передачу и взревело. Видишь что скорости 90 уже хватает — убавил педальку до 90. Хорошо бы чтобы педаль щёлкала при прохождении точки когда реальная скорость и желаемая совпадают.
    Можно задействовать педаль скорости так чтобы при уменьшении нажатия машина и тормозила движком и тормозами. Тогда в принципе хватит всего ОДНОЙ педали!
    Если же нужен стандартный режим типтроника акпп, то дёргаем ручку назад и обычное дроссельно-передачное управление.
    Можно и далее разжёвывать идею, но вроде принципиально уже понятно. Такой вот гибрид, с другой точки зрения.

  16. Что-то совсем не интуитивно. Водитель не думает какую скорость он хочет, он как раз мыслит категориями ускорений (положительных или отрицательных). Соответственно он нажимает на газ слабее или сильнее в зависимости от желаемой величины ускорения, а не скорости. Ваша система к тому же требует зрительного контроля аж за двумя спидометрами — заданной и фактической скорости. Наконец при агрессивном нажатии, скажем водитель в панике задал 250 км/ч, оно взревело и начало разгоняться со всей дури, водитель отпускает педаль до фактический скрости или ниже и ускорение прекращается резко, рывком… Не, тут как-то даже опасное отсутствие обратной связи имеется, не годится.
    Теперь насчет управления одной педалью. На механике именно оно и реализовано! «Агрессивность набора скорости» или ее сброса выставляются вручную — выбором передачи же! Например я вливаюсь с разгонной полосы в плотный поток, я могу это делать на второй и иметь резкий отклик на положение педали газа, или на четвертой и иметь плавный отклик. Если уметь переключаться с перегазовкой, скажем с пятой на вторую сразу, то я могу задавать реакции машины в широких пределах: разогнался плавно, а потом затормозил сбросом газа порезче. в повороте опять же выбирая передачу пониже я получаю возможность контролировать траекторию газом. Большинство так просто-напросто не умеет и даже искренне считают что переключаться надо строго последовательно оттого еще и не видят всего богатства возможностей механики. Предложенная мной конструкция коробки позволяет как раз получить эти возможности и тем, у кого ноги в трех педалях запутываются.
    Хотя совершенно не требуется иметь некие особые таланты или затратить годы на тренировки чтобы все то же делать на простой механике без лишних наворотов.

  17. На самом деле, предлагаемая система очень похожа на действующую. Чем больше разница между реальной скоростью и желаемой, тем агрессивнее комп будет управлять движком и коробкой. Чтобы разгоняться плавно, нужно просто медленнее нажимать педаль. Тогда разрыв в скоростях будет минимальным и агрессивность будет малой.
    Зато, скажем, если нужно с места разогнаться до 100, не для рекорда, а нормально, то просто медленно вывел педаль к 100 и машина сама всё сделает. Думаю что пялиться в спидометр будет нужно не более чем сейчас на автомате.
    Комп может сам тормозить по датчикам активного круиза. Тогда реально хватит одной педали. Тормоз остаётся, его жмёшь если просто нужно затормозить для остановки, например. А можно и торможение сделать автоматическим при отпускании педали. Вариантов много.
    Понятно, что данная система еще бОльший автомат, и любителям механики противопоказан.

  18. Касаемо твоей идеи управления коробкой, Андрей.
    В принципе, в современном ГТ уже всё есть, но. Муфта блокировки ГТ очень слабая и не любит букса, поэтому используется под малой нагрузкой для экономии топлива. Исключение разве что новейшие сузуковские ГТ, и то сужу по описанию. Ну может быть у кого-то еще есть, не знаю.
    А требуется в ГТ вогнать мощную многодисковую муфту с большой площадью. Ничего невозможного. По сути, ГТ нужен только для того чтобы машина не глохла когда удерживается тормоз. Переключать передачи можно и без ГТ, при заблокированном ГТ. Вижу это на хонде каждый день. переход 3-4 идёт без снятия блокировки. И на скорости более 150 ГТ принудительно заблокирован, хоть обнажимайся газу. То есть, резерв тут есть.
    Ничего не мешает сделать так чтобы при разгоне с места, спустя немного времени пока машина чуток разгонится, блокировать ГТ и далее его почти не использовать.
    Для эффекта выжатого сцепления есть у автомата нейтраль.
    Переключать произвольно передачи в режиме типтроника в принципе возможно сделать. Но производители справедливо трясутся над сохранностью коробки во время гарантии. Поэтому нужно предоставить выбор — мы вам активизируем режим произвольной передачи, но как только вы уедете от дилера гарантия на коробку прекращается. Чтоб всё честно.

    А вообще, всё неизбежно идёт к умиранию МКПП как коробки для рядового транспорта. Думаю МКПП останется уделом некоторых спортивных машин. Только там ей место.
    А гражданские авто будут ездить поголовно на АКПП или вариаторе (по мере роста благосостояния жителей стран и развития производства), а потом и вовсе электричестве, где коробка вообще станет ненужной.
    Дорог то скоро уже не останется для лихачества — плотность потока растёт, нормы безопасности ужесточаются. Скоро именно что сядешь в машину, задашь ей маршрут и дремай о годах когда люди нюхали выхлоп и крутили ручки коробок передач. 🙂

  19. Все же тот факт что педалью газа водитель задает желаемый крутящий момент, а не желаемую скорость (именно в современных системах управления) имеет под собой достаточно оснований. Вот например берем машину с максималкой 250 км/ч. Получается что для движения в городе водитель должен использовать только 20% хода педали и точно позиционировать ногу в этих миллиметрах хода педали иначе машина будет все время то разгоняться, то тормозить. Да, впрочем и в любом другом диапазоне тоже. И особенно если сделать управление одной педалью.
    Вот помоделируйте и поймете сами.

  20. Замечание дельное.
    Решается введением нелинейности педали.

    В общем то, меня и действующая система устраивает, с управлением крутящим моментом.
    То, что я предлагаю, делает управление еще более абстрагированным от механики, но для компа всё становится предсказуемым, не нужно пытаться угадать что хочет водитель. Нет спорадических переключений акпп вверх-вниз. В пробке ездить легче за счёт автоторможения. Назад авто не скатывается, раз приказано стоять. Ну и т.д. Все сложности для водителя возникают лишь из-за привычки ездить с другим принципом управления. Если же человека обучать с нуля, то быстро привыкнет.
    Индикацию кстати уже часто выводят на лобовик, чтобы глаза в приборку не направлять.

  21. Так чем же автомат с типтроником Вам не угодил? Хочешь — едь на автомате, хочешь — дергай передачи, правда в секвентальном режиме, но я вот слабо например представляю ситуацию, где надо с пятой на вторую переключаться.

Добавить комментарий

