Интересные случаи на работе тут бывают, но писать про них не получается, как ни жаль. Во-первых их меньше, чем было в Ирландии, особенно когда работал в Пежо. Как  ни крути, а в Европе технологии продвинутее. Здесь на машинах много всяких побрякушек типа DVD плееров, камер заднего вида, спутникового радио, электроприводов всего и вся, но моторные технологии сильно попроще. Скажем ниссановский V8 на пикапе Titan не сравнить с дизелем M9R на фургоне Primastar (и тот и другой — массовые моторы для коммерческой машины), дизель даром что 4-цилиндровый, но намного сложнее. Тут, конечно, повсеместно автоматы да вариаторы, но на сложность работы это не влияет ибо сдох — меняй целиком, запчасти все равно для них не поставляются.

Во-вторых, диагностикой в дилершипе заниматься крайне невыгодно. Если для клиента делаешь, то надо заранее согласовать, сколько времени тебе надо на диагностику неисправности. Тут, извините, без мата никак: а откуда мне нахуй знать сколько времени мне надо на поиски проблемы, если я еще не знаю в чем проблема?! Если б знал, то мне бы и нисколько времени не надо было бы. Потом, даже если согласовал время, потратил его, но еще ничего не нашел, то надо подробно расписать, что сделал, что проверил, какие результаты измерений и т.п.. Словом, оно как бы заточено на выполнение пошаговых инструкций, но их же в реальности нет или они мало применимы. В реальности процесс диагностики ведь описывается так: "катался (или повключал-повыключал чего-нибудь) и прислушивался к своим ощущениям — 0.5 часа, курил мануал и прикидывал как бы избежать всех этих скучных и дурацких проверок проводов и сопротивлений датчиков — 1 час, снова катался и игрался со сканером — 0.75 часа, потом осенило и нашел окисленный контактик — 0.25 часа". Такое в отчете не напишешь, поэтому вместо того чтобы думать над проблемой, думаешь чего там написать потом, да еще и 15 — 20 минут собственно расписываешь. А если не распишешь, так норовят не заплатить ничего или оплатить полчаса работы и все.

Приспособился конечно, стал заранее указывать "нужен тест такой-то со снятием-установкой того-то, столько-то времени, потом тест другой, со снятием другого и т.п…". От балды, в основном, все, лишь бы время накрутить в оценке и создать какой-то запас его на размышления себе. Но все равно невыгодно, делать собственно ремонт по нормативам из AllData куда как выгоднее, там нередко вдвое быстрее норматива сделаешь, а платят как согласовано с клиентом — профит! А диагностика — это один к одному, и это еще в лучшем случае. Я уж не говорю про интеллектуальную нагрузку.

Если гарантийная проблема, то совсем хреново — тут получить оплату за потраченное время крайне сложно. Начальство норовит отбрехаться "Ниссан за диагностику не платит", ну а мне-то что? Я ж не с Ниссаном насчет работы договаривался, а с тобой, еб твою! В конце-концов, на одной особо сложной проблеме (там, правда, клиент должен был платить) дошло до конкретно жесткого разговора с главным на тему что меня заебало тут забесплатно решать им проблемы и я к диагностике больше не подойду и ебись оно конем. После чего худо-бедно, правдами и неправдами, но по большей части стали диагностику оплачивать. До кучи еще на гарантийных машинах сплошь и рядом приезжают со всякой фигней (да чуть ли не каждый второй!).

Ну вот, например, все из одного заказа. "Огни дневного света неправильно работают, автоматический свет не работает". Проверяю, все работает, сверяюсь с инструкцией пользователя на всякий случай — все путем. Нет, клиент настаивает "а вот если радио включить, то не работает!", оказывается он имел в виду, что свет не выключается, а остается гореть после выключения зажигания. Снова проверяю, с радио и без радио, засекаю когда выключается свет, распечатываю страницу из инструкции пользователя (он-то, ясное дело, ее и не открывал!) и снова растолковываю, что все нормально, именно как положено. Дальше "грубо работает на холостом ходу, все время". Завожу — да нормально работает, как все они (это Armada была), и с чего оно решило, что грубо работает — хз! Следующий "лампочка подсветки кнопки LOCK на выключателе стеклоподьемников больше не светится". Я уже в курсе, что на Titan она не посвечивается, но на Armada вдруг по другому, типа крутой джип же. Значит надо идти искать ключи от новой, идти на площадку и там уже убедиться, что эта сраная лампочка никогда и не работала! Потому что ее там нет и никогда не было! Следующий "горит лампочка давления в шинах". Ну да, горит, потому что, пизда ты тупая, у тебя давление в шинах ниже нормы!
И вот на всю эту хуету уходит полтора часа (ведь еще все надо детально расписать закрывая каждую строку из заказа), с клиентки берут за полчаса и та еще страшно недовольна, как же так, ведь машина на гарантии, как это — деньги платить. И мне платят как за полчаса, ну не суки, а?

Или еще была одна (тоже Armada, на них как раз какие-то особо тупые курицы ездят что ли?). Вы мне тут печку чинили, а теперь что-то гремит на кочках. Если б еще я ее чинил, так даже и не я был… Выехал, доехал до разбитой грунтовки (благо рядом), прохватил — ничего такого не гремит особо. Закрываю строку пишу "проблема не обнаружена". Дальше приходит клиентша, требует чтобы с ней вместе проехали. Выхожу, сажусь, она такая сразу "а вы на ней хоть ездили-то?!". Ездил, ездил, не боись, еще бы, 20 минут неоплаченного времени уже потерял и вот опять тут с тобой… Поехали, она находит такую плавную кочку типа лежачего полицейского и перекатывается через нее. Слышу "тук-тук", ага. Тетка победоносно на меня смотрит и снова проезжает через кочку — "тук-тук". Угу, открываю очечник на потолке, достаю оттуда ее очки, на следующей кочке — тишина. "Думаю "чтоб ты сдохла, ленивая кобыла", но не говорю ничего обидного. Valued Nissan customer, как же. Может у меня на лице все и так написано, но на моем лице такое выражение постоянно :-). Помню, девка-приемщица ко мне подходит один раз и типа, чего ты такой смурной, look happy!. А я ей "это мой happy look и есть", вот…

И вот такие могут идти прямо один за другим, чередом. Их делаешь и с тоской думаешь "бля, это ж все бесплатно, чтоб вам всем скиснуть…". Все же в Ирландии нервотрепа такого плана не было — ну да, ерундой занимаешься, но время тикает, денежки платят все равно.

На гарантийных ремонтах (т.е. заменах того-сего) профит тоже не сделаешь, только-только, с большим трудом укладываешься в нормо-часы отведенные на операции. Шутка ли, на замену вариатора на предыдущем Murano отводится 10.6 часов (при том что по AllData — 16 часов). Ага, делов-то: снять подрамник в сборе с двигателем и с трансмиссией с машины, снять раздатку и задний выпускной коллектор, расстыковать двигатель от вариатора и снять двигатель с подрамника, потом снять вариатор с подрамника, потом все обратно, заправить всякие масла, кондиционеры, антифризы и перепрошить софт вариатора. Ха, плевое дело, особенно когда машине под 200 000 км и 10 лет (вот столько аж гарантия на вариатор) и она еще в гавне вся. Пиздец, они эти нормативы, понятное дело, на машинах взятых с конвейера рассчитывали, а в реальном мире дай бог если один из ста механиков в них укладывается.

Там где ремонт оплачивает клиент или страховка, там уже лучше. Тогда нормативы берут из AllData, а они вполне реалистичные по большей части. Если работать сосредоточенно, то можно и сильно даже обогнать. Совсем хорошо если что-то по проводке или если норматив на операцию не указан. Тогда в оценке пишешь времени побольше, клиент соглашается как правило (а куда он денется с подводной лодки, другой ближайший дилер в 500 км, да и не факт что там дешевле будет) и тогда уже можно даже немного расслабиться.

Но вершина всего — это предпродажка, в рамкой которой на машины ставится всякая малополезная фигня, которая стоит дилеру сотню-две, но позволяет написать "на этот автомобиль установлены дилером аксессуары, поэтому цена отличается от прейскуранта". Тысяч эдак на пять, ага! И вот за предпродажку с фигней платят от 3.5 часа и выше, до 6.5 часов с машины. Если работать сосредоточенно, уходит от часа до двух. Но такие работы дают делать только в те часы, когда нет клиентов, т.е вечером после пяти, или с утра, с семи до восьми. Неудобно и тяжело, после рабочего дня-то или спозаранку, но при фактической оплате свыше 100 долл. в час отказаться просто нет сил ;-). Хоть и спина болит и ноги отламываются уже. За утро-вечер и еще урывками в течении дня по две таких машины делал, это до 12 часов дополнительно к тому что днем наберешь.

В итоге за январь вышло 232 часа, за февраль, хоть и короткий месяц, 237 часов, а за март результат превзошел даже мои ожидания и прогнозы — аж 312 часов. От я какой стахановец! Правда теперь уже поменьше будет, пик предпродажек прошел, увы.

На радостях я аж сегодня себя побаловал неторопливой такой вдумчивой диагностикой незакрывающейся толком электрокрыши на новом 370Z кабриолете. А то тут главный на пару с его любимым гуру уже даже заказали запчасть, а мне типа дали этак нехотя, мол тут нашего гуры пока нет, он в отпуске по болезни, но может у тебя получится. Запчасть пришла совсем не такая какую они хотели (это главный уже сам определил, он худо-бедно но что-то поверхностно соображает в предмете) и работа переквалифицировалась в диагностику. Ну после складных крыш на Пежо нас Ниссаном не напугаешь, за час разобрался в чем дело, еще за три уже и починил. Там надо было мудрить с нестандартной регулировкой, а то иначе всю крышу менять что-ли, не защелкивался один замок, буквально миллиметра не хватало.

В сущности про диагностику было интересно писать пока в этой области был относительно новичком. А сейчас уже понимаю, что при наличии необходимой технической информации и оборудования для работы найти-то и устранить можно любую проблему на любой машине. Тут уже уверенность в себе непоколебимая. Гораздо интереснее теперь решить задачу как на этом заработать. Сейчас-то заработок неплохой, но это больше тупая пахота, быстро-пребыстро крутить гайки и не столько диагностировать, сколько угадывать неисправности (впрочем, довольно безошибочно пока угадываю)
Реклама

32 комментария

  1. Мне кажется у дилеров всегда диагностика хреново оплачивалась (ну если ты не на окладе конечно :)). Что в России, что в Канаде… А вот в простом сервисе, где нету гарантийных машин, такая же фигня будет? Ведь тут нет производителя, который «оплачивает» работы и если клиент не согласен с расценками — можно ж и послать.

  2. >>откуда мне нахуй знать сколько времени мне надо на поиски проблемы, если я еще не знаю в чем проблема?! Если б знал, то мне бы и нисколько времени не надо было бы.

    >> А сейчас уже понимаю, что при наличии необходимой технической информации и оборудования для работы найти-то и устранить можно любую проблему на любой машине. Тут уже уверенность в себе непоколебимая.

    Андрей, следующий этап — грамотное прогнозирование времени на диагностику неисправности.
    у меня, как у программиста, есть схожие задачи — по поиску ошибки в программе. заранее не знаешь где она. но можно прикинуть время поиска возможных мест. при этом если просто запрашивать на решение проблемы сумму времени всех проверок — то получается слишком много, заказчики возмущаются и просят заняться чем-то более плановым. эмпирическим путем понял, что если говорить 2/3 примерного суммарного времени, то почти всегда вкладываешься и все довольны.

  3. ну вот,наконец нормальным языком начал писать.в последних твои очерках тянет на высокое искуство,читать очень скучно и тяжело стало.
    я уже подумал что ты Blarney Stone поцеловал перед отьездом…

  4. Это не часы, которые я на работе пребывал (этих максимум 250 было, вряд ли больше), это произведенные, проданные и оплаченные нормо-часы. Иногда хреново что платят именно за них, но иногда, как видишь, это играет на руку.
    Хотя система нормо-часов в автосервисе уже искажена и изломана до безобразия, как-нибудь пройдусь на эту тему.

  5. Часто попадаются. В среднем раз в месяц я подобную машину делаю. И еще много всяких других с расширенной гарантией, продленной гарантией, гудвилл всякие и т.п., где по сути ремонт делается за счет механика. Гарантия вообще ебанутая бывает, за замену прокладки головки на Sentra 2.5 литра 4 цил. платят 3.5 часа! Я после первой такой (где у меня ушло 12 часов) уперся рогом и сказал что по расценкам гарантии эту работу делать не буду и баста. Начальство в итоге что-то намудрило разными правдами и неправдами, но наскребли мне столько, сколько я оценил.
    Вот, а один товарищ такую же работу делал вообще две недели.

  6. Чем сложнее система, тем больше шансов сломаться, тут никуда не денешься. Смотреть надо шире, в Европе экономически оправданно иметь сложный дизель, а не простой многолитровый бензиновый — цена топлива + налоги более чем превзойдут возможную разницу в стоимости ремонта. Здесь дизель больше для удовольствия, на новых дизелях ездить приятнее чем на бензиновых. Ибо торк. Получение сравнимого торка с турбобензина (тут таких немало) оборачивается снижением долговечности. Таки дизеля, даже новые, высокофорсированные, ходят дольше., в Ирландии их с пробегом хорошо за 200 тыс. я уже немало видел.

  7. Ну в любой профессии поднаготные есть.

    У нас вот платят наши часы хоть и всё, но оценить работу тоже почти нереально, скольк осмог столько и продал

  8. Спасибо за интересный рассказ. А если не секрет, почему вы поменяли Ирландию на Канаду? Я в своё время очень пристально следил за Кельтским Тигром и думал куда ехать…

  9. Есть одна существенная разница. В нашей профессии (мы с Вами коллеги, если что) заказчики «возмущаются», но платят. Если следовать тексту автора, то ему за его время никто не платит. Это отвратительно =\

  10. в «нашей» профессии нужно правильно оценивать затраты (время). заказчики не будут соглашаться на реализацию идей, где ты называешь максимальное время. и профессионализм заключается в масимально точной оценке затрат. если оценить ниже — профукаешь сроки или будешь работать за бесплатно. если оценить выше реальных затрат — могут отказаться от задачи.
    спустя некоторый период заказчики оценивают, какой из разработчиков прогнозировал максимально точное время, которое потребовалось на задачу.

  11. Не понял к чему это тут. Разговор, собственно, был о другом.

    Но в любом случае я с вами лично не согласен. Оценка затрат — не есть проф. навыки программиста. Это проф. навыки менеджера. Беда в том, что в нашей индустрии зачастую всё смешано в одном флаконе.

  12. Может быть, если Вы мгновенно угадываете проблемы, то хотя бы подскажете в какую сторону копать? У меня Renault Scenic 2, оборудованный системой контроля давления воздуха в шинах. Не так давно датчики в задних шинах, видимо, кончились — села батарейка (?), я их поменял в официальном сервисе. И возникла проблема — время от времени БК перестаёт видеть датчик заднего левого колеса — просто пропадает индикация (не ошибочное давление, а вообще нет датчика словно бы), и ошибка высвечивается «проверьте датчик давления». Потом восстанавливается. Причём я не вижу никакой закономерности — не зависит от скорости движения, от температуры воздуха, от того, ровная дорога или нет, от предполагаемого уровня помех (то есть происходит и на трассе, и в городе). Может быть 5 минут датчик виден, а 30 — не виден, может быть и наоборот. Пропадает и появляется совершенно бессистемно. Конечно, напрашивается решение — поехать в сервис по гарантии, но ведь я на 100% уверен, что когда туда приеду — тогда точно датчик будет виден и ничего не смогу доказать… Что сделать хотя бы для того, чтобы чётко можно было показать само наличие проблемы?

  13. Ошибка-то по датчику все равно пропишется и останется в памяти. Дальше надо смотреть какая там система, с индивидуальной антенной на каждый датчик, или общая на все.

  14. скидывать оценку временных затрат на менеджера это все равно, что автодиагност будет скидывать оценку затрат на приёмщика — удобно, но криво. то есть, конечно, в индустрии сейчас примерно так и происходит, потому что среднему кодеру лень думать об оценке затрат (да и навыков не хватает). но профессионалы работают по-другому.

  15. По-хорошему, нужно иметь в штате отдельных механиков, которым оплачивать труд по отдельному тарифу или окладу. В какой-то степени это менее выгодно для предприятия, зато выгодней для механика, и, что важно, клиента, который в будущем выбирет именно ту станцию, где ему грамотно нашли неисправность, а не меняли детали по принципу «начнём с…»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s