Некоторые соображения по поводу зимнего вождения. Народ тут пару месяцев назад в комментах рьяно утверждал что зимой нужна машина непременно большая, тяжелая и на полном приводе, иные дескать совершенно непригодны для зимы. Что меня немало озадачило еще тогда, ибо на мой взгляд приоритеты расставляются совсем по-другому.

1. Самое главное зимой — шины. И зимой и летом, единственное что держит машину за дорогу — это шины. Но если летом по асфальту мало кто ездит на грани сцепных свойств резины, то зимой на этой грани и за ней бывают абсолютно все. Так что чем дальше эта грань — тем лучше. Разница вполне заметна даже рядовому водителю между зимней резиной топ-класса и какой-нибудь бюджетной средненькой. А уж между хорошей зимней и какой-нибудь всесезонкой — просто пропасть.

2. Дальше очень пригодится вся та масса электронных помощников к которым «опытные водители» и всякие прочие доморощенные гонщики и эти, как их, дрифтеры относятся с бесконечным презрением: ABS, ESP, EBD, Traction Control и т.п.. Да, слыхали, многим оно все типа мешает, они сами умеют ездить лучше, проходить повороты веером, в силовом управляемом заносе и все такое. Тот факт что и мастера автоспорта с дороги вылетали и машины мяли неоднократно, пока не достигли своего уровня, дрифтеров не смущает. Наверное у них машин в запасе много или бесконечная кредитная линия на кузовной ремонт. Если у вас таких условий нет, то не слушайте тех, кто говорит что от электронных систем нет пользы. Польза есть и она огромна. Водитель ни физически ни технически не может управлять торможением каждого колеса в отдельности, а вот ABS — запросто. А уж современные системы стабилизации и подавно могут делать такие трюки, которые не под силу и спортсменам. Например притормаживать отдельно взятое колесо в повороте удерживая машину на заданной траектории. Или при разгоне прикусить буксующее колесо перебросив крутящий момент через дифференциал на другое, с лучшим сцеплением. Что, кстати, помогает еще когда застрянете в снегу. Кстати, я просто наповал поражен тем фактом, что здесь в Канаде вижу машины вплоть до 2008 года выпуска, на которых нет даже ABS. Вот на днях была Nissan Sentra 2008 года такая, а ведь не самая наидешевейшая машина же. На моем CR-V 99-го года хоть ABS есть, а на новой Mazda 2 и вовсе полноценная система стабилизации стоит (хоть она и в самой дешевой комплектации).

3. Еще больше чем летом зимой нужно то, что в совокупности называют «управляемость». Обыватель считает что главная функция подвески — это чтобы на ямах не трясло. На самом деле подвеска должа обеспечивать постоянный стабильный контакт каждого колеса с дорогой под оптимальным углом для максимальной реализации сцепных свойств шин. А также она должна давать водителю возможность почувствовать что происходит с колесами, т.е. служить источником информации, а не изолировать водителя от дороги. Аналогично и рулевое управление — это тоже канал, по которому к водителю приходит информация о сцеплении шин с дорогой. Кстати зубодробильно жесткая подвеска, которую тоже так любят всякие «тюнеры», хорошо работает лишь на идеальном покрытии трека, а вот на неровных зимних дорогах это далеко не лучший вариант.

4. И вот только теперь нам нужен полный привод. Полный привод дает значительный прирост в разгонной динамике. Однако заметьте, что в отличие от ситуаций типа «занесло/понесло» или «срочно затормозить», ситуации когда надо срочно разогнаться редко возникают неожиданно и непреднамеренно со стороны водителя. И конечно же полный привод нужен когда снегу навалит и надо выкапываться из сугробов. Впрочем, хорошая зимняя резина тут тоже сильно помогает. Имейте в виду, что при торможении полный привод уже не помогает никак, а жесткий полный привод без центрального дифференциала в повороте приводит к неизбежному проскальзыванию колес, а следовательно резкому ухудшению управляемости. Вообще далеко не всякий полный привод одинаково полезен во всех условях, тут нюансов достаточно много.

5. Если все вышеперечисленное вам не помогло (или вы им пренебрегли) и вы таки идете на таран — вот тогда уже вам нужен размер и вес.

Так что расставляя приоритеты при выборе автомобиля для зимы думайте что для вас важнее: победить в таранной атаке — или уклониться от нее.

Все советы основаны на личном опыте вождения разных машин в зимних условиях. На всякий случай сообщаю, что автор не всю жизнь прожил в Ирландии и далеко не первую зиму проводит за рулем.

Реклама

112 комментариев

  1. На «ты» — без проблем, сам в *-нетах с тех времён; однако же в местах, где появляются не только ИТ-шники со стажем, осторожничаю.

    ОК, я понял, что мною считалось очевидным, но не было так воспринято с твоей стороны. С умением «дёргать руль» я подразумеваю также чёткое понимание последствий этого действия, возможные риски, и руль по факту дёргается лишь чётко понимая, ЧТО ты делаешь, чего и как хочешь достигнуть. Т.е. сценарий «дёрнул руль, машину понесло, потерял контроль, выкосил полную остановку народу» я не рассматриваю, поскольку для умеющего дёргать руль главное — контролировать движение машины.
    Ну и вот только после этого (пропущенного мною выше) тезиса уже роялит навык водителя и возможности машины.

    Так вот конкретно в той ситуации на автобане нажать тормоз было единственным действием, результат которого я мог чётко предвидеть: машина шла в колее, крутить баранку наугад — значит потерять контроль. И вот пока соображал (доли секунды), получил удар в борт и ситуация существенно поменялась. Дальше рулём крутил ещё как, иначе тоже улетел бы волчком.

    Как это часто бывает, спор возник из-за недопонимания посылов сторон 🙂

  2. Аналогичное у европейцев есть. На S-классе система ночного видения устанавливается уже несколько лет, причем выводит картинку прямо на комбинацию прибора вместо картинки аналогового спидометра. Потребитель, впрочем, видит все эти электронные игрушки и принимает их за прогресс. Да, у японцев раньше появились в массовом порядке системы навигации, камеры заднего вида и DVD плейеры в машинах. Но если в 80-90х годах они делали передовые двигатели с наддувом и фазовращателями, с высокой литровой мощностью и умеренным расходом, то сейчас в этом плане они явно сникли. Последнее что они выдали первыми это был непосредственный впрыск (Пежо тоже выпустил двигатель с непосредственным впрыском примерно тогда же, но крайне неудачный). А дальше лидерство в двигателестроении перехватили европейцы. Трансмиссии с двумя сцеплениями тоже первыми сделали европейцы. Электрика на шинах данных у европейцев заметно сложнее. Конструкции и уровень доводки ходовой части — гораздо лучше. Я вообще молчу про прогресс в легковых дизелях.
    Если просто сравнить в лоб VW Golf против Honda Civic конца 80-х начала 90-х и сейчас, то насколько убого и топорно выглядел Golf тогда, примерно настолько же уступает сегодняшний Civic.
    Кстати распределенный впрыск японцы начали делать по бошевской лицензии. Хотя и не спорю что на тогдашних японских моделях он получил распространение гораздо быстрее и был надежнее.

  3. Тут как бы тема такая что ты или едешь ESP и отдаешься (доверяешь) ей в случае опасности или ты едешь без неё. Просто действия с ней и действия без неё разные. Если поменять местами то последствия будут еще хуже 🙂 Доверятся электронике страшно, мне с автоматической коробкой то страшно, ручке больше доверия.

    Единственный аргумент за ESP это более просто совершить лосиный тест, на большей скорости нежели без неё.

  4. Не говорите ерунды. Если работала ABS, то без нее вы летели бы юзом с еще меньшим замедлением. По той простой причине что коэффициент сцепления с покрытием скользящего колеса меньше чем колеса катящегося на грани блокировки (оптимально 10% проскальзывание). Так что вините шины, дорожников или себя за неправильный выбор скорости, но ABS выжала из той ситуации все что можно было. Единственное исключение, когда заблокированное колесо тормозит лучше — это рыхлое покрытие (глубокий снег, гравий и т.п), когда заблокированное колесо нагребает валик перед собой.

  5. Вот не надо мне петь военных песен 🙂
    Про неадекватное поведение АБС на зимней дороге не говорил только ленивый, и я лично не знаю НИ ОДНОГО человека, который бы имел машину с АБС и не жаловался на это (по крайней мере у всех, у кого спрашивал — жалобы на АБС зимой были).
    Уж при торможении с ниже чем пешеходных скоростей (печальное переползание в вялотекущей пробке на укатанном снегу) проскальзывания быть по определению не должно. Но АБС его видит и отрубает тормоза. Аналогичные отзывы слышал от владельцев самых разных машин — от моей Калины до КИА Сид, Мицу Лансер 9 и прочих Опелей Зафир.

  6. У вас какая-то интересная выборка знакомых, которым всем как на подбор ABS зимой мешает. У меня таких знакомых нет почему-то. Более того я затрудняюсь вспомнить где бы это говорилось про неадекватное поведение ABS зимой. А также не могу не заметить, что при скоростях ниже пешеходных ABS вообще-то не работает, по той простой причине, что иначе невозможно было бы полностью остановить машину на которой стоит ABS.
    Вообще из ваших слов вытекает что ABS зимой вреден, так что ли? А когда же оно тогда полезно???

  7. Как я уже сказал: зимой в ситуациях и на покрытиях, на которых без ABS нет проблем с торможением от слова «совсем», они ВНЕЗАПНО появляются.
    Нет, я не сракер ни разу. Педаль в пол когда давил в последний раз — не помню. Да и летом ABS не срабатывала ни разу вообще (ну, пару раз по паре толчков педали было — но не более того) — что намекает на стиль езды.
    Нет, резина зимняя — Goodyear UltraGrip 500. Не шибко новая, да — но глубина протектора достаточная и >2/3 шипов на месте.
    Я могу припомнить ровно одну ситуацию зимой, в которой на машине с ABS я бы мог избежать ДТП (еще будучи начинающим водителем со стажем в месяц пережал тормоз на ОЧЕНЬ хреновой дороге со льдом и снегом и попал в занос с «раскачкой»). Но ситуаций, когда ABS мне мешала, куда больше (при практически равном стаже на машинах имеющих ее и не не имеющих по одному случившемуся ДТП, но с ABS было еще несколько случаев на пешеходных скоростях, когда столкновения удавалось избежать буквально чудом).

  8. Так отпустить педаль тормоза, нажать еще раз, и так повторять с частотой до 10 раз в секунду — чем эффективно блокируется работа АБС — Говинда не велит?
    На сколько помню, в украинских ПДД еще осталось такое требование — которое полезно и на машинах с АБС, если только водилы б умели пилотировать свои корыта и хотя бы интересовались тем, что написано в Правилах…

  9. Пользуясь случаем, поинтересуюсь вот каким аспектом: на уровне субъективных ощущений, для большинства машин, выпускавшихся в «пограничные» годы как с ABS, так и без (лично из интереса проверял на вольво, фольксваген и.. эх, забыл уже), в равных дорожных условиях при наличии ABS тормозной путь, когда нужно было существенно снизить скорость, оказывался длиннее.

    Правильно ли я понимаю, что мозги ABS и подобных систем «гражданских» машин настраивают с большим запасом, чтобы он снижали давление на суппорт задолго до того, как возникает реальная угроза? Т.е. они перестраховываются и в итоге тормозной путь оказывается реально больше?

  10. Свою гипотезу я уже озвучил выше: предположительно, большинство систем ABS настроены на слишком раннее срабатывание (т.е. в конкретных условиях еще сколько-то можно было безрисково наращивать тормозное усилие, но система перестраховалась).

  11. Так ведь быстродействие систем сильно выросло с тех пор. Кроме того, раньше были всякие недоABS, трехканальные, двухканальные и даже только на задние колеса (!), а сейчас везде полноценные четтырехканальные системы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s