Автосервис как бюро ритуальных услуг.

В давние времена, когда наличие мяса на ужин зависело не от уровня доходов, а от удачи на охоте, у человека важную роль в жизни играли ритуалы. Например, перед той самой охотой полагалось пойти и исполнить пляску охотника перед тотемом. Или прикоснуться к священному дереву по дороге к охотничьим угодьям. Какова функция этих ритуалов и почему повелось делать именно так особо и не задумывались. Все время так делали. И отцы наши так делали. И их отцы тоже так делали. А то ведь если не исполнишь ритуал, то и зверя не поймать, это ж как пить дать. Бывает, правда, что даже если исполняешь ритуал, крокодил все равно не ловится, не растет кокос. В таком случае надо было обращаться к шаману, который как узкий специалист, посвящающий все свое время разработке ритуалов, знал их гораздо больше и были они гораздо изощреннее, чем те, о которых было известно рядовому охотнику.
Прошло несколько тысяч лет (поступь прогресса тогда была неспешной) и народ таки додумался, что если загнать коров за ограду, обеспечить корма, размножение и защиту от хищников, то мясо на столе будет появляться с гораздо большей вероятностью, чем если выполнять предписания самых опытных шаманов. Появилось понимание как определенные действия и мероприятия приводят к желаемому результату (мясо на столе) и прежние ритуалы стали выглядеть глупо, несмотря на тысячелетний опыт их применения. Тотемы оказались заброшены, а священные деревья срублены в хозяйственных целях.
Тем не менее ритуалы как бессмысленные с точки зрения желаемого результата действия не исчезли, а лишь изменились внешне. Человек среднего и ниже среднего интеллекта не способен понять работу и процессы даже относительно простых систем. Подозреваю, что есть даже те, кто не представляет как работает мясорубка. Простая, не электрическая. Не верите — попросите представителя молодого поколения собрать разобранную для мойки мясорубку. Для чистоты эксперимента надо найти того, кто мясорубки в глаза не видел (уверен, что там где готовый фарш продается в супермаркетах такие есть), покажите ему мясорубку в работе, а потом дайте набор деталей и попросите собрать. Ибо те, кто мясорубкой уже пользовался могут просто уметь исполнять ритуал ее сборки.
Что уж говорить о современном ДВС или автомобиле в целом. Для чего поставлены и как работают все эти многочисленные фиговины и хреновины под капотом и в прочих местах знают лишь единицы, да и те в основном работают в конструкторских бюро, а не пачкают руки в автосервисе. На сайте одного из английских спецов по дизелям я наткнулся на признание «я вообще не понимаю для чего в дизелях EGR, от нее только вред один и нафига ее ставят неизвестно». Слесаря в автосервисе в основном исполняют ритуальные пляски. Что характерно, успешность этих ритуалов сейчас даже выше, чем была в древние века до царя Гороха. Скажем, если машина не заводится выполняется ритуал замены топливного насоса — и ведь нередко помогает, что соответственно утверждает веру в нужность этого ритуала! Горит чек энджин — выполняем ритуал замены кислородного датчика. Или датчика расхода воздуха. Опытные мастера знают больше и более изощренных ритуалов, особенно если специализируются на конкретной марке или даже модели. Владеющие диагностическим сканером выходят на уровень шаманов древности и бывает посвящают этому свое рабочее время целиком и тогда уже к ним идут те, кто исчерпал запас своих ритуалов.
На самом деле автомобиль, даже современный, с электроникой и эко-наворотами, устройство относительно несложное и познаваемое даже отдельно взятым индивидуумом. Было бы желание и любопытство, а если б еще техническая информация была бы легко доступна, то для пытливого ума вообще бы не было преград.

Реклама

45 комментариев

  1. А это не только автоэлектрики касается. Сон разума порождает чудовищ. У людей отсутствуют целые пласты знаний в голове. Из-за этого они не видят взаимосвязи, не понимают как работает, а те кто понимают, кажутся им шаманами или волшебниками. Мир упорно движется в сторону узкой специализации и дальше будет только хуже.
    Если сейчас некоторые не понимают почему GPS не работает в помещении, или откуда в аккумуляторе электричество и почему в телевизоре у одних программ много а у других только пару штук.А медицина вообще чистое волшебство в неиспорченом виде 🙂 (все примеры из личного опыта)

  2. Кому как, мне например, несмотря на техническое образование и работу теплотехником, очень сложно представить все эти шестеренки, валы и пр. Если как работает ДВС я еще понимаю, да еще и помогал при переборке, то коробка передач для меня совсем темный лес.

  3. У меня запасной планеты нет, с моей точки зрения лучше засирать движок отложениями, чем все вокруг кислотными дождями. Дизель, если что, производит без EGR охренительное количество окислов азота ввиду избытка кислорода в камере сгорания. Работая в автосервисе я чрезвычайно ценю чистый выхлоп, мне это нюхать лишний раз радости не доставляет и для здоровья не полезно. Так что экология — достаточная польза.

  4. Причем, те, кто понимает, и те, кто просто шаманы — для обывателя выглядят и звучат одинаково. Впрочем есть такая истина: «Ученый, который не может обьяснить школьнику, чем он занимается, не ученый, а шарлатан». Применение ее помогает отличить шамана от того, кто знает.

  5. Точка зрения относительна

    Оценка зависит от положения оценщика. Находясь (или даже просто считая, что находишься) на верхушке авторемонтной иерархии, так и хочется поплевать вниз и посмеяться какие вокруг дебилы. Это связано с недостаточностью признания заслуг.
    Клиент обычно не представляет устройства автомобиля. Поэтому он не может прочувствовать всю гамму эмоций диагноста, нашедшего и устранившего неисправность. Обычно диагност при выполнении работы держит свои эмоции в кулаке и только найдя серьёзную неисправность готов разрыдаться на плече клиента.
    Но клиент к этому не готов. Вот и остаются эмоции не выплеснутыми. Никто не подносит лавровый венок, не поёт оды, не носит на руках. Появляется чувство неудовлетворенности. Отсюда постоянное желание вознести себя в глазах окружающих.
    Ну и опять же, хороший диагност априори должен иметь больное чувство собственного достоинства, чтобы браться чинить сложные неисправности, оказавшиеся не по зубам другим ремонтникам.

    Сложно сказать, кто более прав, ремонтник, строго выполняющий множество ритуалов или диагност, не знающий ни одного. Первый чинит 5 машин в день с вероятностью 80%, второй — одну с вероятностью 98%.
    Можно долго бить себя в грудь и кричать, что знаешь больше, но твои знания через 10 лет будут слишком стары и никому не нужны. Значит, нужно постоянно учиться, чтобы не отставать от прогресса. Так и ремонтнику приходится постоянно обновлять запас ритуалов.
    Ну да, я специализируюсь по конкретной марке и знаю множество ритуалов. Большинство из них придумано мной же. Т.е. я — шаман. Многие ритуалы были выдуманы так давно, что я даже не помню их причины, но все равно исправно выполняю.
    Бывают неисправности, все причины которых я не понимаю, с совершенно невероятными признаками, но я знаю, что если поменять эту запчасть, то неисправность уйдет. Неужели каждый раз при виде таких признаков я должен снова потратить день на определение причин или все же достаточно потратить 15 минут на ритуал и убедиться в успехе?
    И насчет познавания автомобиля отдельным индивидом, я сильно сомневаюсь. Лично мне это не подвластно. А, так как я себя тоже считаю умнее всех вокруг, то и никто другой не сможет. По крайней мере я до сих пор встречаю на своем 20-тилетнем авто функции, идеи и решения, доселе мне неизвестные.

    PS. Вполне вероятно, что дух противоречия не был бы так силен и я во всем бы с тобой согласился, если бы не приближающаяся к апогею растущая луна. (Еще один малопонятный фактор)

  6. Если честно, я тоже считаю, что от EGR больше проблем, чем пользы. Экономит она какие-то капли, а чуть что — холостые гуляют и иди разбирайся — EGR, не EGR…
    В некоторых случаях ее действительно проще заглушить, особенно на старых моторах.

  7. По секрету…

    EGR не для экономии поставлена а как ни странно, для рециркуляции отработанных газов, т.е. экологическая.

    Кстати живой пример для топика, в лице автоэксперта.

  8. >>На самом деле автомобиль, даже современный, с электроникой и эко-наворотами, устройство относительно несложное и познаваемое даже отдельно взятым индивидуумом. Было бы желание и любопытство, а если б еще техническая информация была бы легко доступна, то для пытливого ума вообще бы не было преград.

  9. Re: Точка зрения относительна

    Вот честно скажу: если я сталкиваюсь с неисправностью и ее решением, которого я не могу понять, я не могу успокоиться пока не докопаюсь до сути. Нет, бывает конечно что машина как-то починилась и уехала уже, но тогда эта непонятность сидит в голове как заноза пока не придумаешь себе обьяснение. Я еще как-то смиряюсь когда дело доходит до проблем на уровне внутри блоков, тут я пока шаманю, а не знаю: цифровая электроника это обширное поле, на которое я едва ступил. Но на уровне механики и проводов снаружи блоков на данный момент у меня шаманства нет даже несмотря на то, что я не специализируюсь на чем-то одном.
    И потом фактически я не зарабатываю диагностикой трудных случаев, это больше для повышения ЧСВ, а заработок идет оттого что я быстро-быстро (но качественно и чисто) кручу гайки и беру за это побольше обычного дворового механика. Вот как раз решение трудных случаев и дает карт-бланш на просить побольше чем другие.

  10. Re: По секрету…

    Честно говоря, я тоже не вполне догоняю про EGR. Ну запустили мы отработанные газы в камеру сгорания, ну понизили температуру горения смеси, получили меньше выбросов окислов азота. Но с понижением температуры мы непременно снижаем КПД двигателя, т.е. повышаем расход топлива, увеличиваем выбросы СО2.
    А смысл тогда? Зачем было придумывать двигатель с высокой степенью сжатия и высокой температурой в камере (значит и с высоким КПД), если потом приходится изощряться для снижения температуры?

  11. Сравните автомобиль (особенно доэлектронного периода) и скажем, смартфон на уровне отдельных транзисторов внутри его микросхем и станет ясно, что автомобиль это простое и познаваемое устройство.

  12. Re: По секрету…

    Дык ведь CO2 это безвредный выброс, с которым бороться можно (и нужно!) посадкой деревьев, а не налогообложением, а окислы азота это то, что превращает безобидный дождик в полив азотной кислотой. Google: acid rain effects.

  13. Re: Точка зрения относительна

    Успокаиваться не надо, но вовремя остановиться придется, иначе можно потратить всю жизнь на поиск истинной причины. Тут уже речь идет об эффекивности.

    Ну вот на Mondeo’01 при включении ближнего света фар двигатель начинает колбасить и вываливаются ошибки по первичной цепи катушки зажигания. Мне тоже очень интересно проследить всю цепочку связи одного с другим. Но, анализируя частоту проявления такой неисправности, я могу с достаточной долей вероятности предположить брак проектирования подачи питания на систему управления двигателем. Однако этот брак проявляется только при выходе из строя конкретного элемента. Причем на других моделях такая же неисправность проявляется совсем по другому.

    Ну потрачу я месяц, на выявление брака конструктора, ну придумаю более правильную схему (наверняка также не идеальную), ну поднимусь в своих глазах. Но не более того. Потеряю клиентов, деньги и время, которого и так нет. Поэтому я тупо меняю неисправный элемент и не забиваю голову мечтами объять необъятное.

    Просто эта планка любознательности у всех разная. Чтобы расти планку нужно держать чуть выше своих возможностей. Опусти ниже и начнешь деградировать, подними выше и потратишь жизнь на борьбу с мельницами.

    И да, трудные случаи нужно решать, но их нельзя решать постоянно, иначе не на что будет жить. Придется планку поднимать по чуть-чуть. Сложная неисправность, она только первый раз сложная, а потом ты уже можешь урезать диагностику до тупого ритуала. Первый приговоренный мной бензонасос (точнее проблема с приемными сетками) диагностировался полдня. Сейчас это занимает 5 минут. Т.е. никаких стандартных диагностических процедур топливной системы, описанных в толмутах автодиагноста, никаких переходников и манометров. А чистой воды шаманство.

    Вот откручивать маслозаливную горловину при сливе масла из поддона или наполнять при замене масляный фильтр свежим маслом — вот это устаревший ритуал. И когда ни один опытный механик не может объяснить зачем он это делает, я могу сомневаться в необходимости повторять этот ритуал. Но также мне проще при каждом отключении/подключении АКБ или работе с подвеской провести ритуал проверки отсутствия ключа в замке зажигания, чем вспоминать есть ли на данном авто подушка безопасности или электронный замок зажигания, или сигнализация с автозапиранием. Так что ритуалы тоже имеют право на жизнь. Я так думаю.

  14. Про дизель, Денис Юрьевич, конечно загрубил 🙂
    А вот в дросселируемых агрегатах наличие егр не так критично. С учётом того, что дроссель иногда расположен неудобно и сильно пачкается от этого клапана, да и топливо не особо чистое…

  15. Ну так ракету на реактивной тяге можно построить с помощью подручных средств, скотча и жвачки. А вот автомобиль так не получится. Так что ракета проще 🙂

  16. > в сторону узкой специализации
    Это само по себе не плохо, если у узкого спеца есть определенный «фундамент» знаний. Только сейчас все больше нажимателей кнопок, умеющих тупо действовать по алгоритму, не зная — что там внутри.

  17. Re: По секрету…

    150 млн.т. окиси азота в год образуется в атмосфере в результате действия молний. Утверждают, что название азота получилось от слова неживой. За то что он очень инертный и совсем не хочет реагировать с кем бы то ни было. Окислы же азота, попадая в почву (естественно в виде азотной кислоты), являются очень полезным для растений продуктом. И люди в позапрошлом веке предвещали быструю голодную смерть человечеству после истощения естественного месторождения чилийской селитры. С одной стороны люди тратят средства на производство азотных удобрений, с другой изо всех сил стремятся, чтобы эти удобрения не являлись побочным продуктом работы ДВС. Хрен его знает, где зарыта правда.

  18. Re: Точка зрения относительна

    Давай все же делать разницу между шаманством по устранению типичной неисправности методом, который ты сам придумал и по крайней мере в общих чертах себе обьяснил, и повторением ритуала подсмотренного у других без понимания сути действия. В первом случае ты знаешь границы применения «ритуала», во втором случае — нет. Естественно я не говорю, что надо каждый раз делать все измерения и процедуры по мануалы, чтобы раз за разом убеждаться, что неисправность снова там же. Когда делаешь на этом деньги в каких-то случаях просто выгоднее подкинуть заведомо исправную деталь, а в каких-то и вовсе послать клиента подальше с его загадками. Особенно когда их решение он явно не готов оплачивать.

  19. Re: По секрету…

    Навоз тоже удобрение, причем органическое и с минимальными побочными эффектами, но что-то никто не хочет его разбрасывать везде и повсюду.

  20. Как я Вас понимаю…
    норвежские ритуальщики меня сильно допекли… да еще и мое ЧСВ уязвленное не дает мне покоя… Я уже , наверное , скоро смогу ботинком открыть дверь нескольких работодателей на ниве автосервиса( да заработки там белые не те…) Но все не могу простить им , как они упрекали меня в отсутствии норвежского бубена( диплома) , » а ваш русский ничего не значит»

    Поэтому сегодня берусь , как раз, за сложные темы, когда уже местные шаманы теряют энтузиазм…
    Вот недавно обратился паренек . Заменил мотор на А4 96 года. Поставил турбированный от 97 го года. Мозги с проводкой к мотору ему дали… Но они уже были поколения ИММО-2 ..А на родной ИММО1. Официальный дилер Ауди — отказался.( скорей всего из за незаконости перестановки, ведь новый движок гораздо сильнее).

    Что я сделал руками: отпаял из мозгов 24с02 . Принес домой. Считал дамп. Отправил человеку по почте. У него софт был, которого у меня не было. Короче он переслал мне поправленый дамп. Я его залил в микросхему. И поставил назад. В принципе реально трудного ничего не было.( отпаять, припаять) Разве только пришлось попробовать три варианта измененного дампа. Короче, пока я переставлял микросхемы в мозгах- реально приезжали несколько раз какие то норвежские люди — тупо смотрели на меня изумленными глазами. Наверное , так смотрели раньше на шаманов, которые загоняли рыбу в сети их прадедов.Особенно они прихуели, когда после очередной перестановки панельки- положил плату ЭБУ на тряпочку в моторном отсеке( чтобы не замкнуло) , крутанул стартер и вжик..завелась машинка…
    Денег даже я много не взял.. всего 700 долларов. Честное слово- деньги меня тут вообще не интересовали…мне важнее всего осознавать , что про меня уже знают многие люди, которые потом обратятся ко мне ,минуя официальный сервис. А еще прикольно, что уже совсем другие люди хорошо осведомлены, что тот парень поменял мотор и кто ему его завел…
    Наверное, это во мне завышенное чсв играет… нехорошо это 🙂 ..но они сами начали… первые 🙂

  21. Re: По секрету…

    Как ни странно, вы не совсем правы. При работе системы EGR происходит определенная экономия топлива – за счет обеднения топливной смеси.

  22. Некоторые полагают, что GPS работает путём определения координат девайса спутником и шибко обижаются, что клятая Америка следит за ними :).

    Так что просто чистосердечное непонимание — это ещё полбеды…

  23. Можно автомобильный вопрос про возможные нарекания на одну из моделей Форда — S-Max? 🙂
    А то начинаю задумываться о замене своего Грандиса в будущем, а в Европе выбора нифига нет, хоть из США Сиерру или Одиссея заказывай… 😦

  24. Хех, я тут задумываюсь о выборе машины на американском рынке [а вдруг жизнь заставит ;-)] и тоже прихожу к выводу, что на том рынке ничего нет!
    S-Max отличный драйверский минивен. Довольно большой, красивый (на мой вкус), замечательно рулится, всякие удобные финтифлюшки в нем, салон приятный, дизеля неплохие. Жаль только, что его делает не Toyota и не Honda, может тогда бы он меньше ломался :-).
    Очень проблемная машина, причем по всякой электронике, а значит чинить его мало кто грамотно сможет. Разве что если новую берешь, тогда возможно фордовцы подтянули хвосты и пофиксили косяки в нем, а вот ранние получили уже нехорошую славу.
    Больших минивенов в Европе и правда мало. Впрочем если тебя устроит очевидное превалирование функции над формой могу посоветовать… Ford! но Tourneo Connect. Если длиннобазный, он кроет по внутреннему обьему любой минивен, при этом оставаясь в габаритах совсем небольшого седана (кроме высоты), приятно рулится, надежен, экономичен и со 110-сильным дизелем обладает приемлемой динамикой. У меня он же, но фургон — очень доволен. Если бы мне был нужен именно большой минивен на семь мест плюс багаж — без колебаний взял бы именно его.

  25. Попробую потестдрайвить Tourneo, спасибо за совет.

    Нюанс в том, что мы ездим много по Германии, и мне хотелось бы не прекращать получать удовольствие от езды 170-190км/ч :)… а он на это способен?

    И чем плохи варианты с Одиссеем или Сиеррой?
    Понятно, что в США варианты вэнов исчерпываются ими, да ещё Ниссаном, если «американцев» не рассматривать, но всё же это лучше, чем в Европе.

  26. 170-то он способен, но это предел, да и радости нет на такой скорости — шумно очень и дизелю не полезно. 120 держать — это запросто. У него преимущество в том, что он недорогой, большой и крепкий. И его как-то нежалко, если где-то в говна влезть или там доски-саженцы перевезти или детей возить. Но не джип, конечно же, в частности компрессор кондиционера очень уязвим.
    Зато простор! Я с водительского места до потолка только вытянутой вверх рукой дотягиваюсь!
    В-общем, это не бизнес-джет, это транспортный самолет. Кому что больше подходит. Кроме того, у меня в нем музыка хорошая поставлена, а это такой наворот, который в корне изменяет впечатление от машины — проверено неоднократно.

  27. EGR

    >>…мы непременно снижаем КПД двигателя, т.е. повышаем расход топлива…
    Небольшое падение «КПД двигателя» по моему разумению вполне может компенсироваться его увеличением из-за уменьшения сопротивления на впуске, аналогично тому как например тазомотор становится чуть тяговитее после переброски малой ветви вентиляции картера в задроссельное пространство.

  28. >>мне это нюхать лишний раз радости не доставляет и для здоровья не полезно

    А у вас можно разве работать без такой трубы, которая на глушитель надевается и выводит выхлопные газы на улицу?

  29. Есть предположение, что еще смотря к чему у человека склонность, то и проще дается.

    Мне, например, с компьютерами легко, на интуитивном уровне почти. С ДВС уже сложнее — нет интуитивного понимания. Мне надо уже мануал какой-то. Или долго смотреть и подгонять детали туда-сюда. Я несколько лет назад просто добровольно прочитал две толстые советские книжки «Устройство ГАЗ-21» и «Устройство ГАЗ-24», и это помогло в понимании. А философия и филология просто смертельно скучны, и я вот английский всё никак не могу на достойном уровне освоить.

    А сестренка, например, в филологии и иностранных языках — мастер, а техника ей неинтересна, и, хотя она и умная, не разбирается, как машина работает.

  30. А смартфон никто в мире не знает на уровне транзисторов или каких-то элементарных операций. Широко используется накопленная база уже разработанных систем, схем и ПО.

  31. Так я и о том же: телефон устроен сложнее автомобиля. Машину вон я могу разобрать до последнего болтика и собрать обратно и буду знать для чего каждая фиговина нужна и как работает. Ровно за исключением электронных блоков о функционировании и внутреннем устройстве которых я имею лишь самое общее представление.

  32. о Премии «Золотой ключ»

    Скажите, выше сказанное относится к автосервисам вообще, или к конретным сервисам? Если к конкретным, позвольте пригласить Вас на открытое on-line голосование на сайте manager-auto.org. Во всех номинациях. Ваша осведомленность облегчит выбор высокого жюри. Речь идет о Премии «Золотой ключ», организованной Автомобильной Сервисной Ассоциацией

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s