Раз уж была затронута эта тема в прошлом посте, выложу кое-какие маленькие хитрости установщика. Все равно уже коммерческого интереса эта область деятельности почти не представляет.
Сначала выскажусь по краеугольному вопросу: паять или не паять. А вот в сущности пофиг, и так и эдак можно сделать хорошо и надолго. Сначала я не паял ничего. Потом стал паять все. Сейчас когда как, в зависимости от применения и ожидаемого ресурса работы.
Соединения на скрутке удобны своей разборностью — если что-то делается не навсегда и неохота провода припоем портить, скрутка как раз в тему. Скрутка иногда еще удобнее тем, что провод сохраняет определенную гибкость в месте соединения, иногда это полезно. Для скрутки провод приходится зачищать на довольно большую длину, т.к. короткая скрутка ненадежна. Также скрутку не стоит изолировать термоусадкой — изолента стягивает скрутку дополнительно, что-то вроде эластичого бинта, а термоусадка этого не делает.
Паяные соединения компактнее и красивее, особенно если изолированы термоусадкой. Теория гласит, что в месте пайки образуется гальваническая пара, способствует коррозии мол, нельзя паять. Фигня, если нет изоляции, от влаги сгниет и скрутка и даже просто провод безо всяких соединений на нем. Не хотите чтобы гнило — не делайте соединений там где бывает мокро. Под ковриками пола, под мокнущей шумоизоляцией, под капотом, в дверях. Если уж приходится, то выносите соединения туда где посуше и обдувает ветерком. Ну и изолируйте не просто хорошо, а ГЕРМЕТИЧНО. Бывает термоусадка с клеем внутри или такого же типа обжимные коннекторы с термоусадкой и клеем на них — это самое лучшее, заводские соединения именно так и изолируют. Бывает специальная изолента, которая как бы заплывает и склеивается, герметично изолируя соединение — это хуже, только на толстых проводах сработает. На худой конец обычная изолента 3М Temflex намотанная слоем потолще и поплотнее тоже более-менее защищает от влаги — у нее клей хороший, не сохнет от времени.
Обжимные коннекторы хороши только те, которые с термоусадкой, при условии правильного обжима и только для небольшого ремонта, один-два провода соединить. Для установщика они, во-первых, слишком дороги (падает рентабельность работы), во-вторых, громоздкие. Если надо соединить десяток проводов в одном месте получится такая гуля на жгуте, что показать ее клиенту и коллегам стыдно будет. Коннекторы без термоусадки или, боже упаси, scotchlock и колодочные коннекторы (с винтовыми зажимами) оставьте для дилетантов, халтурщиков и электриков, которые с 220 вольт работают, на машине такое использовать западло.
Клеммы на концы проводов (в разьемы, на релюшки, на массы) идеально обжимать специальным инструментом, но тут не всегда удается иметь правильное сочетание размеров проводов и клемм для правильного и красивого обжима. Тогда можно просто обжать плоскогубчиками, пропаять немножко и закрыть термоусадкой — красиво, дешево и сердито.
Ах да, термоусадку я заказал на Dealextreme — там уже так дешево, что экономить ее больше не надо как когда-то.
Провода покупаю в первую очередь черные, цветные только там нужны, где идут большие обьемы работы и по сути только 0.5 мм кв. — разводить всякие концевики, датчики и прочие несиловые цепи — их много и заколебывает делать метки на черных проводах. Опять же и диагностировать потом проще, но по большому счету, когда умеешь делать, диагностировать ничего не приходится никогда! Метки на черных проводах делаю из колечек цветной изоленты ближе к концу провода. Купите по одному рулончику разного цвета изоленты — хватит на несколько лет даже при больших обьемах. У меня была целая система условных обозначений для меток закодированных цветом: сирена — серый, зажигание — желтый, концевик двери — коричневый и т.п. плюс сочетания из двух и трех цветов, хватит для всех прихотей.
Теперь собственно об изоленте черной. Я покупал двух видов: 3М Temflex 1700 для собственно изоляции — она довольно толстая и прочная, но при этом растягивается (когда теплая), хорошо липнет и не сохнет. А вот для смотки проводов в жгуты нужны прямо противоположные свойства. Дешевая изолента (использовал Matequs) была тонкой, тянулась хуже (и за счет этого жгут потом легче распустить если надо!) и не пачкала провода клеем. Идеальное сочетание этих двух лент привело к тому, что 3M я покупал сразу колбасами, а дешевую вообще ящиком. Остатков запаса (пара колбас обоих типов вместе) мне хватило вот уже на 6 лет в Ирландии и еще не закончилась :-). В Риге этого бы хватило на месяц, не больше.
Тканевая изолента тоже иногда нужна, для аутентичности жгутов в основном. Бывает разных типов, но это уже для совсем профи, они и без меня знают что к чему.
Здесь иногда попадаются очень хорошие изоленты, которые и для изоляции и для жгутов годятся в принципе, но это я в конторе с полки беру, по цене не в курсе, по названиям не помню. Пожалуй вроде Wurth давал такую хорошую ленту.
Главный фокус: рулончик изоленты надо разрезать пополам! Вдоль, естественно. Такая лента половинной ширины наматывается на изолируемое место красиво и без складок, а жгуты обмотанные «половинной» лентой получаются мягкими и гибкими. Цветная лента также кстати режется пополам. Для особой мягкости жгуты можно обматывать не сплошь, а спиралью из «половинной ленты» с промежутками (на многих машинах так оригинальные жгуты и сделаны).
Чтобы подлезть с изолентой во всякие неудобные места я ее перематываю на такие микрорулончики. Чтобы наматывать удобнее было, корешок рулончика (обжимной коннектор) насаживаю на круглый надфиль.
Ленту режу пополам острым ножом, а для этого ее надо разогреть грелкой-ветродуем. Не надо только доводить до кипения, а то будет расползаться в стороны когда режешь :-).
Собственно ленту зимой так и держал перед термовентилятором, а то в гараже было холодно и изолента дубела, неудобно работать с такой.
И немножко картинок под занавес. Раньше оно было по-другому организовано, а сейчас для редких работ с проводами и эпизодических установок все вожу вот в этом органайзере:

Вот половинная лента:

А это микрорулончики и их основы:

Вообще же заниматься машинами в целом гораздо интереснее, чем только установкой всяких музык да сигналок, то, что теперь есть возможность не ограничиваться узкой специализацией радует.

Реклама

13 комментариев

  1. Для маркировки я люблю бирочки с цифрами. В промышленном стиле. Но это у меня проф. деформация, равно как и на обжиме всего и вся.

  2. Никогда так не делал, перемешивать герметик с непропаянными жилами проводов как-то кажется мне сомнительным. Но если кто-то многолетней практикой доказал надежность метода, тогда другое дело.

  3. Мой коллега с очень многолетней практикой скрутку пропаивает, затем герметик, затем термоусадка. Я делаю тоже самое без пропайки.
    Можно, конечно, такое соединение залить эпоксидкой, затем разрезать и сделать шлиф — посмотреть насколько герметик перемешался с жилами, но если контакт есть, а он всегда был, то, полагаю, соединение надежное.

  4. Вспомнил. Был у тебя когда то сайт autozona.lv. Лет этак девять назад читал на нём подобный материал про работу с проводами. Мне как начинающему автоэлектрику было очень познавательно.

  5. А ведь есть ленты «половинного» размера — и резать не нужно.

    «Обжимные коннекторы хороши только те, которые с термоусадкой»
    Это какие такие? Не видел. Можно фотографию или ссылку?

    Благодарствую за ликбез )

  6. «»»»»»»»»хитрости установщика. Все равно уже коммерческого интереса эта область деятельности почти не представляет.»»»»»»»»»»
    Давно и долго думал над комерческим секретом таких хитростей- пришел к выводу, что почти никакие подобные хитрости чужим не помогут…Они все равно будут работать так как привыкли.
    А так то загрустил я о прошлой жизни с покупкой колбасы Matequs или как там ее …. Здесь я как то напиздил много изоленты дорогой и качественной…но она мне не нужна в таком обьеме.. А раньше в России мотал наверное километрами…

  7. Блин, про разрезание повдоль мотка с изолентой — хорошая идея, не додумался, хоть «минимоточки» и применяю. Мерси. Теперь интересно, сколько мотков загублю, прежде чем научусь резать не криво :-D.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s