Я тут понемногу начал заниматься ремонтом всякой бортовой электроники (в смысле самих блоков, а не только проводов между ними), пока еще ничего сложного, так только, там где могу определить неисправность в меру своих недостаточных познаний или найти информацию в интернете о том что типично ломается. Но понравилось, интересно, почти так же интересно как в моторах ковыряться или заниматься диагностикой. Пока нравятся цены на оборудование, скажем, rework station с паяльником и феном и всякими прикольными финтифлюшечками обошлась дешевле моего самого первого сканера или весьма среднего по качеству комплекта трещоточных ключей. Еще посоветовали обзавестись подогревателем для плат — тоже, в сущности, нестрашно стоит. Денежка за ремонт тоже довольно приятная получается и конкуренции в деревне по этой части я пока никакой не наблюдаю.

В общем, захотелось заиметь что-то наподобие этого в дополнение к гаражу:

А поскольку не место красит человека, а человек место, то вопрос к знающим людям такой: что почитать / какие ресурсы посетить в плане поднятия уровня знаний по теме. Понятно, что для профессионального уровня надо получать образование, но хотя бы до уровня продвинутого любителя в радиоэлектронике хотелось бы дорасти.

Может для кого-то будет шоком, но все эти годы я занимался автоэлектрикой и диагностикой без предыдущего опыта радиолюбительства или специального образования. Знаю что большинство диагностов и автоэлектриков пришли с той стороны, но я — от сохи, мои университеты это ВАЗ-2102 1975-го года и все последовавшие за ним технологии, плюс в школе очень хорошо учился. Впрочем, где-то в четвертом-пятом классе я посещал радиокружок, но недолго, не понравилось тогда.

Реклама

46 комментариев

  1. Ну образование играет роль только когда устраиваешься работать =)

    Ты начни делать — потребности в инструменте сами возникнут.
    Для начала паяльника хватает. Подогреватель… он для снятия BGA обычно используется и не критичен. Да и сомневаюсь, что в мозгах начали бга монтаж юзать.
    Фен у тебя уже есть.

    Дальше нужен осциллограф и всякие генераторы/эмуляторы чтобы девайсы на столе запускать.

    А! Самое, практически, главное — блок питания.

    Ресурсы — люди не любят делиться информацией. Да и мало кто этим занимается.

    Книгу купи/скачай себе — http://www.ozon.ru/context/detail/id/4446097/ как первичное погружение в область.

  2. Подогреватель может очень сильно подсобить в случае, если есть большие полигоны а нужно снять несколько деталей подряд в разных местах платы. Банально, меньше жарить плату придется.
    Кстати, ты будто бы ближе к авто/мотоэлектронике чем я. Какие там припои используют, свинец или бессвинцовые? Вроде бы критичное применение, да и вибрация повышена. Если по правильному, свинец предпочтительней.п

  3. Я, скорее, к мото (а еще гидро и квадро. по одному разу правда) ближе. На авто только издали смотрел.

    Бессвинцовых в мозгах и приборках ни разу не видел — везде обычные свинцовые (ну как обычные — спектрограмму не делал, но плавятся при ~200°).

    На счет подогревателя. Я вот не припомню, чтобы юзал подогреватель для съема/монтажа компонентов. Мозги-то мелкие — размером в пару пачек сигарет:
    http://biketune.ru/ignition-modules/repair/virago-400-ignitor-repair.html

    Да и несколько деталей за раз не менял. Обычно по очереди иду. Самое большое, что приходилось менять — TQFP 100 в приборке (там да, подогреватель не помешал бы), а так — не больше чем D2PAK. Есть еще один немаловажный фактор — подогреватель (самодельный о 4х лампах) стоит на окне и всегда лень за ним тянуться =)

  4. Тут по смыслу должна быть какая-то картинка? Ее таки нет…

    Забавно, что я наоборот в свое время пришел — из электронщиков в автомеханики. А так-то я в политехе учился по специальности «радиотехника»…

  5. Мне как-то приносили модули ABS и еще какую-то хрень (набор силовых ключей, пару драйверов двигателя и обслуживающую их логику), так я прозрел от монтажа. Всё свободное пространство залито припоем, мощные радиаторы на стойках впаяны прямо в плату. Разъемы массивные, выводы залит припоем по самое «но могу». Обычно мелкие платы нагреваются примерно 1-2oC в секунду. Эта же едва набирала 0,7, что говорит о большой теплоемкости.

  6. А! Самое, практически, главное — блок питания. — присоединяюсь.
    Двухканальный (питать устройство и формировать входной сигнал, к примеру), примерно 18В 5А как минимум.

  7. Вроде бы критичное применение, да и вибрация повышена. Если по правильному, свинец предпочтительней.

    Почему? Бессвинцовый припой прочней, лучше держит термоциклирование и вибрацию, хотя работать с ним труднее.

  8. Мы все — продукты. Той или иной системы. Так устроены человеческие сообщества.

    Отвечу цитатой:
    Возьми любое тело, искренне полагающее себя Носителем Собственных Мнений, закрой на подвал, а потом спустись к нему с инструментом и нажми пару раз вкуданадо. Тело сразу нассыт в штаны, завоет и заверещит, и все Собственные Мнения из этого тела резко куда-то денутся, обнаружыв Тупое Неромантическое Истино: если ты не готов заради каких-то “идей” прокрутить свои яйца в обычной бытовой мясорубке, то они, эти “идеи” и “взгляды” – это все не твое, это просто тебе в голову надуло. А реально никакие взгляды тебе нахуй не всрались, реально тебе надо ОДНО: спокойно жыть, иметь работу и место куда с нее прийти – И ЧТОБ НЕ ТРОГАЛИ. На этом все. А что сверх этого ПРОСТОГО – оно нахуй тебе не нужно.

  9. Контроллеры контроллерами, но их «обвязка» (согласование с датчиками и исполнительными устройствами) никуда не делась. Так что Хоровиц с Хиллом своей актуальности пока что не потеряли.
    А если заказная однокристалка накрылась (например, из-за переполюсовки питания при ошибочном подключении АКБ), там в любом случае ремонтировать уже нечего.

  10. Обвязка не делась, разумеется, и базовая электротехника и ХиХ — по прежнему актуальны, хотя вероятность встретить какой-нибудь навороченный аналоговый регулятор на ОУ близка к нулю, максимум, усилитель с какого-нибудь шунта.

    А контроллеры из строя выходят не только в результате переполюсовки и полностью, но, случается, и по частям. А бывает, и весьма экзотично, хоть и предсказуемо. Скажем, на одну ногу снаружи прет сигнал выше Vcc, а из-за этого врут все аналоговые каналы. Проявляться-то это может самым непредсказуемым образом.

  11. Правильно говоря, Хоровица и Хилла курить. Вдумчиво. Вкуривать, вкуривать и еще раз вкуривать.

    Из инструмента — тебе нафиг не нужны паяльные станции и все остальное, как минимум на начальном этапе. Обязателен только мелкий паяльник с регулируемой температурой и тонким жалом, строго рекомендуется осциллограф, а лучше два — более-менее стационарный с памятью и все такое, и портативная мыльница, смотреть что там творится прямо на борту, благо при современном уровне развитя кетайской промышленности оно на ДХе каком сто баксов стоит.

  12. «Скажем, на одну ногу снаружи прет сигнал выше Vcc, а из-за этого врут все аналоговые каналы.»
    Бывает. Но это все-таки автомобильная электроника. При ее разработке обычно учитывают, что в ходе эксплуатации может быть банально передавлен жгут, провода коротнут между собой, и вместо ожидаемых 1-2 вольт на вход прилетит 12. То есть более или менее адекватную защиту от таких событий в схеме «обвязки» не забывают.
    Во всяком случае, так обстояли дела в разработках 80-х и 90-х годов. За нынешние «моторизованные тележки для перевозки глючной электроники» поручиться не могу.

  13. Бывает. Но это все-таки автомобильная электроника. При ее разработке обычно учитывают,

    При разработке любой учитывают, но при ремонте имеешь дело с чем-то неучтенным. По определению. Я только привел простой и понятный (после анализа) пример того, что состояние контроллера не исчерпывается вариантами сгорел, или работает нормально.

  14. Нет, Андрей, ты все-таки свинтус. Снова камни в мой огород бросаешь. Механика не менее интереснее электрики. Электромехаников не так много, как электриков или механиков. Чистый электрик-диагност — это фуфло. Пока ты не знаешь как работает сопряженная с электрикой механика, нет гарантии в правильном вердикте. А опыт диагноста даже при замене колодок иногда помогает.

    Потом, механика кажется дебильной и неинтересной только из-за отсутствия нормальных схем. Электрике здесь повезло больше. Как только она появилась, люди сразу стали ее систематизировать и рисовать схемы. А в механике до сих пор рисуют шестерни в натуральную величину.

    Электромеханик знает, что законы физики одинаковы и для механики, и для электрики, и для гидравлики и пневматики. Понимая, что маховик — это конденсатор, пружина — индуктивность, сцепление — сопротивление, а бендикс — диод, можно творить чудеса и в механике.

    Переведя обычный амортизатор на язык электрики, можно увидеть, что его придумывал нифига не электрик, а механик и он понятия не имеет о схемотехнике фильтров.

    Для механика обычный гайковерт — это просто инструмент. Для электрика — тяжелый инструмент. А для электромеханика — это механический генератор импульсов. Добавь туда индуктивность и диод и ты получишь механический аналог импульсного блока питания. Вот тебе автоматическая бесступенчатая коробка передач с КПД около 90%.

    И у тебя поворачивается язык называть это низким падением? Диагностика — это призвание, это привычка всегда задавать вопрос «Почему?» и самому находить ответ. И нет никакой разницы, диагностируешь ты электрику, механику или государственный строй.

  15. Поискал замену Хоровицу и Хиллу — на русском точно ни фига нет. Книга классная, хотя и написана 1989 году. Если читать, то 4е издание — самый полный перевод, три тома. То, что продает Озон обрезано до безобразия.

  16. Да у меняи в мыслях не было бросать камни в твой огород, извини если обидел чем! Я скорее наоборот о том, что многие электронщики брезгуют заниматься механикой по машинам, а зря. И ни разу я не сказал что механикой мне неинтересно заниматься.
    Разве пружина — не аналог конденсатора в механическом смысле (а маховик как раз -индуктивность)?

  17. Думаю, это зависит от системы координат, что взято за основу. Если скорость — это напряжение, а момент — ток, то (учитывая, что «Ток через индуктивность и напряжение на емкости не мо­жет изменяться скачком») маховику придется выполнять роль конденсатора. А можем принять крутящий момент за напряжение, а скорость за поток. Тогда пружине придется выполнять роль конденсатора. Главное, чтоб закон сохранения энергии от этого не нарушаелся.

    Мы даже можем рассчитать электрическую схему поэлементно, а потом перенести результаты на механические аналоги. Зная напряжение, ток, индуктивность катушки и ее добротность, мы можем выяснить диаметр и количество витков, толщину прутка и марку стали, из которой требуется изготовить пружину.

    Иногда смотришь на механическую штуковину и видишь, что конструктору немного не хватило опыта электрики, чтобы создать шедевр. А так получилось, что получилось. Вот в гидравлике однажды давным давно совершенно случайно придумали импульсный блок питания — насос для поднятия воды с реки. Позже его назвали гидротараном (http://khd2.narod.ru/hydrodyn/rampump.htm), научились рассчитывать. На этом все закончилось, дальше мысль остановилась. А столько интересных вещей можно было сделать, используя знания электрики.

  18. Пожалуй ты чертовски прав насчет того, что механику и электронику надо преподавать и изучать вместе как единую дисциплину. Я сам подумал, что все это время электрику интуитивно-неосознанно переводил в механические представления и это прекрасно для меня работало.
    Н-да, чем больше узнаешь, тем больше понимаешь как многого еще не знаешь…

  19. мелкий паяльник с регулируемой температурой и тонким

    Это на ебее и назваеццо паяльной станцией. Та, на которую можно без страха посмотреть, стоит 40 евро с пересылкой. Например http://www.ebay.de/itm/Digitale-Lotstation-150-450-C-Lotkolben-48W-d2958-/130479236176?pt=DE_Haus_Garten_Heimwerker_Elektrowerkzeuge&hash=item1e612b2450
    Именно такой пользуюсь сейчас для пайки мелких разъёмов.

  20. Если блок управления накрылся, то самые вероятные причины неполадки: выгоревшая земля (особенно сигнальную землю лямбда зонд любят на тонюсенький проводок повесить), силовые транзисторы или реле (в грузовых блоках). Кондей какой-нибудь может лопнуть. Ножка от разъёма к плате погнуться, отломаться или отпаяться.. Но самое вероятное и злое — гниль на разъёме, когда вода по проводу в блок льётся…

    Оборудование: Хороший паяльник с тонким жалом. Блок питания (много выходовой 2x12V b 1x5V стабилизированный) и генератор сигналов (лучше 2 — один на синхронизацию КВ-РВ, другой на какой-нибудь цифровой сенсор, типа, HFM или LS). И приборчик какой-нибудь диагностический. Ибо, если блок отзывается по протоколу диагностики, то, стало быть, живой…

    Лампочек разных набор нужен, реостатов (лучший вариант — кассета сопротивлений) пучок (поудобней) и всё это в жгут связать, чтобы под руками не путалось. Если уж совсем сибаритствовать (это весьма дорогая вещь), то продаются специальные универсальные Breakout Boxы, в которые можно втыкать разные блоки с одной стороны, а все провода выведены в коробку в виде штекеров бананов 3мм…

    Ах да! Совсем забыл! Есть же офигенские универсальные программируемые контроллеры, типа плат Natinonal Semiconductors. Объединив такие, можно сделать себе имитациаонный стенд автомобиля: синхронизацию КВ-РВ, контуры управления дроссель, лямбда, турбина, хх…

  21. Я раньше занимался лишь установкой сигналок и прочих допов, вот там планировать получалось. Одну две машины на день, нервотрётки в разы меньше, а зароботок больше. Вот только потом грянул кризис и народу перестали продавать авто в кредит, рынок сигналок рухнул и на работе стало совсем грустно. Пришлось учиться диагностике и ремонту. Тут я разницу и почувствовал.

  22. Как зарегистрировать ип — быстро

    Несмотря на визуальную простоту, регистрация в качестве ип требует выполнение надлежащих норм и правил, поэтому наилучше доверьтесь профессионалам, которые имеют практический опыт такого рода. Если вы полюбопытствуйте, как оформить ип, вам ответят очень запросто.… Квалифицированные юристы ООО «РЕГИСТРАТОР» возьмут всю процедуру оформления и регистрации вашей организации, на себя…

    Как открыть и оформить ИП или ЧП — [url=http://www.registratorfirm.ru/openip/]ип оформление[/url]

  23. натяжные потолки Москва

    Монтаж натяжных потолков. Эксклюзивные [url=http://natyazhnye-potolki.su/]натяжные потолки[/url] для ванной, кухни, гостиной, спальни и офиса.Невысокая стоимость — фотопечать натяжные потолки.

  24. Авторам — исторический роман как написать

    Наш интернет портал является инструкцией для начинающих прозаиков, мы даём рекомендации в решениии таких вопросов: написать книгу в интернете или как написать прозу. Если Вы желаете посвятить себя этому виду искусства или просто испытать свои возможности — мы будем рады Вам!!!

    Blagorazumov.Ru — [url=http://blagorazumov.ru]как написать книгу[/url]

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s