Однако удобно делать покупки онлайн. Во-первых, оно как правило дешевле. Не всегда, иногда и местные магазины радуют низкой ценой, даже ниже чем в интернете, но такое случается редко. Во-вторых, экономится время, которое иначе уходит на поездки и брожение по магазинам. Когда-то такое времяпровождение было интересным, но сейчас уже по магазинам ходить скорее в тягость, тем более что везде один и тот же ассортимент даже вне зависимости от того в какой стране идешь в магазин. По сути в магазины имеет смысл ходить за продуктами да, где-то в чем-то, за одеждой и обувью, которые надо примерять. Сэкономленное время можно потратить на более творческое времяпровождение. В-третьих, богатство выбора, ну тут и комментировать нечего. Наконец, как ни странно, но оплатить доставку почти всегда дешевле, чем сьездить самому, особенно если посчитать не только стоимость потраченного бензина, но и цену своего рабочего времени, ведь не все магазины открыты по выходным (никогда не понимал, почему!), да и работа в выходные для меня совершенно обыденное явление — обратная сторона медали независимого предпринимателя :-(.
Вот доставка, увы, это самое слабое звено в здравой идее онлайн-шопинга.
Во-первых, в этой стране (Ирландия, если кто не в курсе) нет обычая вешать таблички или ставить указатели с названиями улиц, номерами домов да даже и с названиями населенных пунктов не всегда имеется ясность. Считается, что все друг друга знают и приходятся друг другу родственниками в той или иной степени. Вдобавок ирландцы это далеко не скандинавы или немцы и стремление раскладывать все на свои места, по полочкам и подписывать, где что лежит, им не понятно. Мой собственный адрес выглядит практически как "на деревню дедушке": округ, деревня, район, такому-то. Ни номера дома, ни названия улицы, представьте себе, притом, что я не совсем в диком лесу живу, а вполне себе на улице с фонарями и несколькими десятками домов.
Однако почту как государственную службу решили сокращать, дескать неэффективная она, да здравствуют эффективные собственники в лице частных курьерских служб и транснациональных компаний. Рынок расставит все на свои места и сделает наилучшим образом. Ага, щас!
Если заказанная покупка идет обычной почтой я спокоен: пусть не самым быстрым образом, но она придет. Либо почтальон завезет посылку мне домой на своем фургончике, либо, если никого нет дома, оставит извещение и на следующий день я сам заберу ее на почте в паре километров от дома. Отправить посылку тоже просто и не страшно по цене (отослать одинаковую посылку в Америку стоило дешевле чем отправить ее оттуда при том что почтовые работники у нас не относятся к бедным слоям населения).
Но вот если посылка идет частной курьерской службой тогда все становится куда напряженнее. Тракинг посылки по вебсайту курьера малополезен ибо вычислить по нему, когда именно посылка будет доставлена, невозможно. Тебе может казаться, что раз посылка за три дня пересекла полмира через Китай, Дубай, Кельн, Лондон и теперь находится в Дублине, то уж завтра-то она точно будет у меня. Фиг там! Может быть и завтра, а может и через неделю, а может и через шесть недель и то после многократных пинков по телефону. Даже если они делают непомерное усилие по посылке оповещения, то выглядит это так "ваша посылка будет доставлена завтра с 7:30 до 17:30". Угу, типа, сиди дома весь день и жди. Поскольку я научен горьким опытом, я уже не остаюсь и не жду — и оказываюсь прав, потому что посылку в указанный день все равно не привозят в половине случаев!
Допустим меня нет дома, что тогда? Тогда они предлагают либо назначить доставку в другое время или на другой адрес (но только еще один раз или плати дополнительно). Причем для того чтобы это устроить тебе надо звонить по некоему платному номеру и там еще висеть по полчаса на трубке (а счетчик тикает!) потому что "все наши операторы заняты, ждите". Причем с момента когда на том конце автоответчик снимет трубку пройдет еще несколько минут, оплаченных мной же, блять, пока он мне будет зачитывать рекламу в стиле "а вы знаете, что у нас есть вебсайт, на котором (невозможно найти ни ваш емейл ни форму для изменения времени/адреса доставки) можно найти ответы на интересующие вас вопросы!" или "а вы знаете, что наша экспресс служба (которая на шесть недель потеряла мою посылку на таможне) гарантирует доставку из Европы в Америку в течение 48 часов!". После чего робот зачитывает мне какие кнопки нажимать, чтобы попасть на нужного оператора… то есть на сообщение, что этот оператор дико занят и испытывает необычный наплыв клиентов. Поскольку я звоню уже не в первый раз то после выслушивания рекламы я уже нажимаю эти кнопки быстро по памяти, без инструкций. И жду. Поскольку, я так подозреваю, что эти мифические customer service operators являются единственным индусом где нибудь на берегу Ганга работающим за доллар в день, который "испытывает необычный наплыв клиентов" каждый раз когда идет перекусить, перекурить или отлить.
Ну да, я жадный и скупой хохол, который за копейку удавится, я знаю, но с какого рожна я должен платить вам за то, чтобы послушать вашу рекламу и вашу дебильную музыку в режиме ожидания???
Не хочешь звонить? Ну тогда тебе оставят извещение, что посылку ты можешь забрать сам с их склада. Естественно, в выходные дни склад закрыт, равно как и вся их хваленая служба, которая за 48 часов доставит на край света, но при условии, что эти 48 часов не придутся на выходные. И если склад находится ближе чем в ста километрах, то это еще надо сказать спасибо тому факту, что я не так далеко живу от столицы.
Так как же я выкручиваюсь-то в таких условиях? Сначала заказывал посылки на рабочий адрес. При этом ни разу (!) этот блядский курьер не вручил мне посылку лично, а просто оставлял ее на ресепшене, довольствуясь чьей угодно подписью, неважно, что это может быть большая коробка с лейблами "Dell" и явно недешевым содержимым. Ну да ладно, народ не вороватый, ничего не пропадает (безусловно полжительная черта местного населения за что я сильно их уважаю), но со временем уже стали смотреть косо. Мол, у нас тут упадок экономики, зарплаты урезают, а этот таджик-понаех знай себе дорогие цацки заказывает — мы ему слишком много платим! Тут вам не Америка, успешность в Ирландии выпячивать не стоит, не поймут ;-). Лучше прибедниться, пожаловаться на жизнь, на нехватку денег и тогда ты будешь свой человек. Эх, что-то это мне напоминает…
Так что теперь на помощь пришел факт проживания в сельской местности и бардака с адресами. Заказываю на домашний адрес, прикладываю номер телефона и теперь каждый раз водитель курьера звонит и сообщает, что везет тебе посылку. Дальше начинается бугага. Звонит он, конечно же, в последний момент (искусство планирования своих действий на несколько шагов вперед постепенно утрачивается человеком разумным и я уверен уже, что местная ментальность тут ни при чем): "Я везу посылку, через десять минут буду, но я не знаю, где ты живешь". Милок, я и не рассчитывал, что ты знаешь, где я живу, но как бы ожидаю, что ты меня сумеешь найти, хотя бы по моим указаниям. Отвечаю: "Я тебе дам свои GPS-координаты, тогда сможешь найти?". Координаты у меня записаны в телефоне в виде заготовки SMSки, как раз для подобных случаев (клиентам еще посылаю, чтобы знали где меня найти). Пока что попался только один, который сказал "давай", после чего посылка была доставлена без вопросов и проблем. Все прочие сначала никак не могут сообразить о чем идет речь вообще и после нескольких повторений предложения прислать координаты просят "ты мне лучше пальцем покажи обьясни как проехать". Обьясняю как проехать причем с указанием дистанций в обоих системах измерений от поворота до поворота и с подробным описанием дома. Нет, не находят :-).
Таким образом в 21-ом веке когда GPS приемник встроен в каждый второй телефон, в стране которая ни разу не относится к третьему миру на машинах курьерских служб нет ни навигационных систем ни работников, которые способны с ними обращаться. Это про том, что сами навигаторы уже продаются по 50 евро — однозначно не больше чем зарплата водителя за полдня. Более того хоть у водителя и есть мобильный телефон, позвонить на него я тоже часто не могу — звонок идет через какую-то единую линию и если звонить по этому номеру обратно попадаешь на диспетчера (или кто он там).
На самом деле все это меня уже не удивляет. С точки зрения Эффективного Собственника с присущем ему интеллектуальным уровнем чуть выше неандертальца, нанаять на работу дурака выгоднее. Дураки дешевле, дураки не спорят с начальством, не требуют прибавки (они и так получают больше чем заслуживают). В итоге штат Эффективного Предприятия заполняется дураками сверку донизу.
Ну и какого результата работы вы ожидаете от преприятия, которое заполнение штатных мест идиотами считает оптимальной политикой? Дурацкий результат и получится.
И попробуйте поспорить что это не так! Эффективные Менеджеры даже придумали такое понятие как overqualified — то есть чем больше ты растешь профессионально, образовательно и интеллектуально тем… хуже ты становишься для этой работы! Они считают, что ты ведь не будешь доволен маленькой зарплатой и начнешь в итоге скандалить с начальством а то и изощренно саботировать работу. А платить больше, так это ж Неэффективно — и неважно что хороший, квалифицированный и умный работник не только получит больше, но и произведет больше и сделает лучше. Нет, им не надо больше и лучше, им надо чтоб ты заебался! Ну или иди в менеджмент, сиди в офисе и балансируй между начальством сверху, клиентами сбоку и оставшимися идиотами снизу, и тогда ты получишь чуть больше зарплату, ненавистную работу, язву и лысину.
В общем, что-то не работает ваш капитализм, не налаживает рука рынка все наилучшим образом, а наоборот разваливает и то, что до сих пор более-менее работало. Почему так?
Кое-какие соображения есть, но про это будет следующим постом.

Добавить комментарий

